Выступление и.о. вице-губернатора Ставропольского края А.А. Воропаева об итогах проверки деятельности органов местного самоуправления города Ставрополя, 01.08.2007 (Часть 1)

08/06/2007 - 10:08

В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июня 2007 г. № 170-рп «О рабочей группе по проверке деятельности органов местного самоуправления города Ставрополя» с 28 июня по 16 июля 2007 года проведена проверка деятельности органов местного самоуправления города Ставрополя по исполнению переданных им отдельных государственных полномочий Ставропольского края, использованию предоставленных на эти цели материальных и финансовых средств, целевому использованию средств бюджета Ставропольского края, выделенных на осуществление городом Ставрополем функций административного центра Ставропольского края за 2006 год и I квартал 2007 года, соблюдению органами местного самоуправления города Ставрополя законодательства, контроль и надзор за исполнением которого осуществляют органы исполнительной власти Ставропольского края, а также устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки в марте 2006 года (далее – предыдущая проверка). Кроме того, на основе материалов, представленных органами исполнительной власти Ставропольского края, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти проведен анализ социально-экономического развития города Ставрополя (далее – город).
Настоящая проверка показала, что администрацией города, ее структурными подразделениями приняты определенные меры по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки.
Так, проделана работа по подготовке градостроительной документации для корректировки генерального плана города и проекта правил землепользования и застройки города. Решениями Ставропольской городской Думы от 27 декабря 2006 г. № 158 и от 30 мая 2007 г. № 95 утверждены муниципальные целевые программы: «Чистый город Ставрополь на 2007-2009 годы», «Благоустройство дворовых территорий на 2007-2009 годы «Мой двор». Разработано и утверждено Положение о порядке установления цен (тарифов) на товары (работы, услуги), подлежащих регулированию органами местного самоуправления города Ставрополя.
Проводится работа по поддержке малого предпринимательства, привлечению в экономику города инвестиций, улучшению торговли и бытового обслуживания населения, укреплению материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения и культуры.
За проверенный период в бюджет города Ставрополя (далее – бюджет города) из всех уровней бюджета в виде субвенций, субсидий и дотаций поступило 1 млрд. 503,5 млн. рублей (37,2% от общего объёма доходов), из них за 2006 год – 1 млрд. 188,7 млн. рублей (36,9% от общего объёма доходов), за I квартал 2007 – 314,8 млн. рублей (38,2% от общего объёма доходов)
Проведенный анализ социально-экономической ситуации в городе свидетельствует об устойчивом развитии ряда отраслей экономики краевого центра. Так, за 2006 год объем отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним предприятиям составил 25,4 млрд. рублей, что на 23,6% больше уровня 2005 года. За I квартал 2007 года этот показатель составил 4,3 млрд. рублей или на 18,3% выше аналогичного периода 2006 года. За анализируемый период введено в эксплуатацию 4895 квартир общей площадью 432,7 тыс. кв. метров. По объему инвестиций в основной капитал город занимает 1 место в Ставропольском крае (далее – край).
Финансовые результаты деятельности предприятий всех форм собственности города характеризуются полученной прибылью: за 2006 год – 3 млрд. 174 млн. руб., I квартал 2007 года – 524,4 млн. рублей. Однако настораживает имеющаяся тенденция к снижению удельного веса прибыльных предприятий. Если по итогам 2006 года прибыльно работали почти 74% (73,8), а с убытком всего 26% (26,2), то по итогам первого квартала 2007 года количество прибыльных предприятий сократилось до 64%, т.е. почти на 10%.
Проверка деятельности органов местного самоуправления города Ставрополя показала, что администрацией города Ставрополя (далее – администрация города) не дана принципиальная оценка тем проблемам, недостаткам и нарушениям, которые были выявлены в ходе предыдущей проверки в области градостроительства, землепользования, имущественных отношений, охраны окружающей среды, других сферах деятельности, а также при использовании средств краевого бюджета, выделенных на исполнение переданных им отдельных государственных полномочий и на осуществление функций краевого центра. В результате не только не принято кардинальных мер по изменению сложившейся ситуации, но и допущены новые нарушения, что привело к ухудшению положения дел в городе и обострению социальных проблем.
Несмотря на то, что город Ставрополь имеет статус исторического города и на его территории должна обеспечиваться сохранность памятников культурного наследия, в администрации города по-прежнему отсутствуют проекты охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры, проект застройки и реконструкции общественно-делового и историко-культурного центра города Ставрополя.
В нарушение требований статей 34, 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» было принято постановление Главы города Ставрополя от 22.07.2004 № 3400 «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Авангард» места размещения культурно-оздоровительного центра по улице Суворова, 5-а в квартале 22 и предоставлении земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ», подписанное исполняющим обязанности главы города Уткиным А.В., так как выделенный земельный участок расположен в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения, историко-культурной заповедной территории «Крепостная Гора». В настоящее время материалы дела по иску прокурора Октябрьского района города Ставрополя о признании недействительным вышеуказанного постановления находятся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Кроме того, постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 27.02.2007 по делу №А63-4982/06-С7 объект, возводимый на историко-культурной заповедной территории «Крепостная Гора», признан самовольной постройкой и подлежит сносу в течение 30 дней. Однако до настоящего времени указанное постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда края не исполнено.
Также, в нарушение указанного выше Федерального закона были приняты: постановление Главы города Ставрополя от 27.04.2005 № 1362 «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании обществу с ограниченной ответственностью «Строй-Ка» места размещения многоэтажного жилого дома по переулку Ползунова, 2-а, в квартале 51 и предоставлении земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ», подписанное исполняющим полномочия главы города Уткиным А.В. и постановление Главы города Ставрополя от 23.05.2003 № 2800 «О предоставлении Аспидовой Елене Витальевне земельного участка для проектирования и строительства индивидуального жилого дома по проезду Котовского, 23» подписанное Главой администрации города Ставрополя Кузьминым Д.С., так как земельные участки, выделенные под строительство в соответствии с данными постановлениями, находятся в зонах регулирования застройки объектов культурного наследия регионального значения - «Успенское кладбище» мемориальный парк «Некрополь», «Историко-культурная заповедная территория «Бибẻртова Дача» и по ним предварительно требовались положительные заключения историко-культурной экспертизы, которые не были даны. Иски об отмене указанных постановлений также находятся в судебных инстанциях города Ставрополя и края.
К массовым жалобам жителей города Ставрополя и нескончаемым судебным разбирательствам привело постановление Главы города Ставрополя от 31.03.2004 № 1408 «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании закрытому акционерному обществу «Элит Строй» места размещения многоэтажного жилого дома по улице Ленина, 379-А в квартале 478 и предоставлении земельного участка для проектирования и строительства» подписанное Главой города Ставрополя Кузьминым Д.С., так как земельный участок находится в зоне объекта культурного наследия регионального значения – Мемориальный комплекс «Холодный родник». Администрация города, несмотря на предписание министерства культуры Ставропольского края от 21.06.2006 № 06-17/142 о приостановке работ по строительству на данном земельном участке в связи с нарушением статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не провела обязательные публичные слушания и не отменила своего решения.
Администрацией города игнорируется предложение министерства культуры Ставропольского края о включении представителя данного министерства в состав Ставропольской городской комиссии по согласованию акта выбора земельного участка для строительства. В то же время имеются случаи, когда управление архитектуры города Ставрополя, не располагая полными и точными сведениями о территориях охранных зон исторических памятников, выдает разрешительные документы, нарушая при этом действующее законодательство по охране памятников истории и культуры. Так, в архитектурно - планировочном задании для проектирования и строительства в городе гостиничного комплекса по ул. Буйнакского, 2-и в 374 квартале, утвержденном главным архитектором города Ставрополя Маркатуном П.К., 1 февраля 2007 года, было указано, что охраняемые памятники культуры и природы по указанному адресу отсутствуют. При этом еще на начальном этапе производства работ выяснилось, что заказчик приступил к строительству на территории курганной насыпи в охранной зоне памятника археологии «Курган III-I тыс. до н.э.», поставленного на государственный учет и охрану.
Также, в нарушение статьи 95, частей 2, 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 34, 35 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статей 20, 21 Закона Ставропольского края «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры в Ставропольском крае» администрацией города были предоставлены земельные участки под строительство 8 индивидуальных жилых домов по улице Октябрьской, 233/4, 233/6 - 233/12.
Как отмечалось в справке по итогам предыдущей проверки, за последние годы градостроительная политика в городе свелась к уплотнению существующих элементов жилой застройки за счет сокращения территорий школ, уменьшения площадей или полной ликвидации детских и спортивных площадок, а также площадок для отдыха, зеленых зон и лесных массивов.
Результаты настоящей проверки показали, что положение дел в этой области не изменилось. Выявлены новые многочисленные факты изъятия земельных участков в нарушение действующих санитарных норм и правил. Так, без проведения анализа обеспеченности жителей соответствующих кварталов расчетным количеством мест в общеобразовательных и детских дошкольных учреждениях, изъяты части земельных участков из территорий школ 1, 2, 8, 22, 23, 35 и отданы под строительство коммерческим структурам.
Территории, предназначенные для проектирования и строительства детских садов в 525 квартале города, предоставлены для строительства 2 многоквартирных жилых домов; у детского сада «Ромашка» по ул. Маяковского, 7 отторгнут земельный участок, находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования, для строительства многоэтажного жилого дома; здание детского сада по ул. Осетинская передано муниципальному учреждению, а его территория предоставлена под строительство индивидуального жилого дома. Все это происходит в то время, когда за последние 5 лет в городе не построено ни одного нового детского дошкольного учреждения, а очередь детей в детские сады по городу составляет около 6 тысяч человек.
Отсутствие юридического закрепления территорий за школами и дошкольными учреждениями, которое привело к изъятию у них земельных участков, лишило возможности их реконструкции и увеличения количества мест на перспективу, также привело к нарушению архитектурно-планировочных решений по застройке кварталов, а в итоге - к дефициту мест в школах и детских садах, как в центральной части города, так и в кварталах новой застройки.
Анализ обращений граждан города, заявлений протестных комитетов по вопросам законности строительства объектов показал, что около 40% из них связаны с их несогласием с действиями администрации города по предоставлению земельных участков под строительство в зонах сложившейся застройки за счет придомовых территорий, детских и спортивных площадок, с массовой вырубкой зеленых насаждений. Однако администрация города по-прежнему продолжает выделять земельные участки в обход действующего законодательства.
В настоящее время в прокуратуре Ставропольского края рассматриваются материалы о соответствии законодательству принятого постановления Главы города Ставрополя от 10.07.2006 г № 2327 о выделении земельного участка ООО «РентаХаус» для строительства растворно-бетонного узла на землях лесного фонда в 52 квартале. В результате производства строительных работ было уничтожено 828 кв.м плодородного слоя лесных почв и 6272 кв.м. лесной подстилки, произведена незаконная вырубка 0,244 куб.м. деревьев лиственных пород, а ущерб, причиненный лесному хозяйству составил свыше 5,4 млн. рублей.

Раздел: 
Что происходит
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: