Для чего нас погонят на выборы?

03/08/2007 - 10:42
Читать u-f.ru на

Как пишут «Ведомости», Центризбирком готовит масштабную кампанию по рекламированию декабрьских выборов. Хотя порог явки отменен, В.Чуров не раз заявлял, что рассчитывает на явку в 60-65% (на парламентских выборах 2003 г. она составила 56%). По данным ВЦИОМ, четверть россиян вообще не знает о грядущих выборах. Таковы были результаты майских исследований, проводимых по заказу Центризбиркома. По мнению экспертов, в сентябре, когда на головы избирателей обрушится «информационный вал», опросы покажут быстрый рост информированности избирателей. Сейчас ЦИК с помощью социологов выясняет, какие группы избирателей наименее информированы, и с учетом этих данных планирует информационную политику. Сейчас нет порога явки, и местные администрации могут самоустраниться от ее обеспечения, но от нее зависит уровень легитимности выборов и в такой ситуации ответственность ложится на ЦИК.
Комментарий: Прежде, чем говорить о любом мало-мальски значимом для общественности явлении или мероприятии, логика подсказывает задаться элементарным вопросом – «Кому это надо?» - и его многочисленными производными. В данной ситуации вопрос можно разделить на несколько. Первый – «Кому нужны выборы?» На него ответить проще всего: государству – Конституция требует избирать депутатов и президента, а мы должны это сделать. Разумеется, нужны они самим кандидатам, различным партийно-бюрократическим и финансовым структурам, фондам, социологам, пиарщикам, политологам, СМИ, полиграфистам – всем, кто привык худо-бедно зарабатывать на массовом шоу под названием «Выборы».
Зато на вопрос – «Кому нужна явка?» - ответить гораздо сложнее. В ней заинтересованы определенные партии – те, чья позиция в плане проходного барьера в Госдуму довольно слаба, у кого нет четкого и массового электората. В ней абсолютно перестали быть заинтересованы партии, чьи позиции стабильны и незыблемы, а также муниципалитеты (раньше они обязаны были загонять или заманивать людей на избирательные участки); практически ничего не значит слово «явка» для самого электората: что так, что эдак – будут те, кто доволен и недоволен итогами, но ситуация особенно не изменится.
А вот ЦИКу, ТИКам, УИКам – отчитываться, насколько хорошо они поработали с населением по поводу выражения активной гражданской позиции последнего. Отчитаться надо будет за то, что бюджетные миллиарды, потраченные на организацию выборов, - потрачены не зря, а принесут нам четкий «срез» общественного мнения в законодательной власти… Ну, и потратиться на хорошие отчеты (обеспечить явку можно только масштабным пиаром, а это – очень хорошие деньги, которые кто-то получит за мало кому необходимую работу), конечно, придется…

Автор: Сергей САХАРКОВ