Административный ресурс в инвестиционном поле

07/02/2007 - 16:18

Может ли специальная структура изменить ситуацию с привлечением вложений в регион?

Прошлый, 2006 год в Волгоградской области окрестили годом инвестиционного прорыва. Два международных инвестиционных форума власти региона провели на своей территории, на выезде – провели серию презентаций в посольствах и поучаствовали еще в пятерке самых представительных зарубежных и российских инвесторских «тусовках». В данных «Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов 2005/2006» от агентства «Эксперт-Р» Волгоградская область заняла 20-е место среди 88 субъектов федерации, поднявшись с 25 позиции в 2003 году. На недавнем Санкт-Петербургском экономическом форуме волгоградцы тоже снискали внимание инвесторов. А главным «промоутером» проекта судоходного канала «Волго-Дон-2» оказался сам Президент РФ.

Одним из важных шагов в развитии инвестиционного потенциала Волгоградской области стало создание по инициативе губернатора некоммерческого партнерства «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области», учредителем которого выступил комитет экономики администрации региона. Как сегодня работает агентство, оправдалась ли ставка на создание специальной структуры с участием администрации, наш разговор с исполнительный директором агентства, кандидатом экономических наук Е.А. СЕМИКИНЫМ.

– Евгений Александрович, делегация Волгоградской области во главе с губернатором Волгоградской области Н.К. Максютой вернулась с Санкт-Петербургского международного экономического форума. Ряд проектов представлены с активным участием вашего агентства. На ваш взгляд, насколько удачной и результативной оказалась поездка?

– Если в прошлом году на стендах регионов мы видели много инновационных и инвестиционных предложений на уровне идей, то в этом году большинство проектов были тщательно проработаны. Почти все проекты были с готовыми площадками – привязкой к земельным участкам, инфраструктуре. Что характерно, было много масштабных проектов, отличавшихся комплексным подходом в реализации инвестиционных задач.

Такими проектами были и крупнейшие из проектов, представленные на форуме Волгоградской областью, связанные с развитием транспортной инфраструктуры. Это неслучайно. Волгоград является крупным логистическим центром, здесь пересекаются водные, воздушные пути, наземный транспорт. Это фактически перекресток международных транспортных коридоров «Север-Юг» и ответвления «Запад-Восток» – ЗапСиб. Более того, в регионе имеется реальная экономическая база для использования механизмов государственно-частного партнерства, необходимая для реализации масштабных инфраструктурных проектов.

Были представлены три ключевых инфраструктурных проекта на сумму более 80 миллиардов рублей: строительства объездной дороги вокруг Волгограда, реконструкции международного аэропорта «Волгоград», обустройства логистического интермодального терминала в г. Волжском. Допустим, если взять строительство объездной дороги «Обход г. Волгограда», то этот объект рассматривается администрацией региона, во-первых, как один из ключевых объектов строительства в составе комплексного развития Волгоградского транспортного узла. Во-вторых, с целью привлечения дополнительных инвестиций он формируется не как строительство «обычной платной дороги», а как комплексный проект, выходящий за рамки транспортного. В нем заложено активное развитие придорожной полосы. Оптимальным алгоритмом решения этой задачи может стать передача инвестору земельных участков под строительство жилых и производственных инфраструктурных объектов на прилегающих территориях в зоне прохождения будущей дороги: гостинично-туристических комплексов, зон отдыха, терминально-логистических центров.

– Другой комплексный инфраструктурный проект, представленный в Санкт-Петербурге – развитие международного аэропорта «Волгоград». Им уже заинтересовались потенциальные инвесторы – главой администрации Волгоградской области Н.К. Максютой был подписан протокол о намерениях с немецкой компанией «Хохтиф». Расскажите об этом проекте.

– Подписанию предшествовали почти полгода работы нашего агентства по поиску инвестора с мировым именем, который бы заинтересовался не только строительством пассажирского терминала или реконструкцией аэровокзала. Был интересен прежде всего инвестор, способный осилить развитие всей инфраструктуры – в том числе для грузовых воздушных судов, расширение базы по обслуживанию самолетов – то есть полноценного хаба. Задел для его создания очевиден. Не случайно всем зарубежным инвесторам, с которыми мы уже работали, интересна прежде всего грузовая составляющая, по которым наш аэропорт мог бы конкурировать с соседями из бывшего СССР, обслуживающими направление на Юго-Восточную Азию.

«Хохтиф Эйрпорт» – компания номер один в Европе, с ее участием проведена реконструкция аэропортов «Внуково», «Домодедово» в Москве, «Пулково» – в Санкт-Петербурге. При этом компания участвует в проекте собственными средствами в доле от 25 до 75 процентов, получая взамен пропорционально контроль над акциями.

Соглашением определено, что компания «Хохтиф» представляет концепцию, а затем и мастер-план проекта, который бы определял требуемый состав участников, объем финансирования и схему долевого участия. Планируется, что в 20-х числах июля специалисты «Хохтиф» приезжают для детального ознакомления с аэропортом. Собственно, разработка мастер-плана — это уже инвестиции, поскольку его стоимость для объекта такого плана составляет порядка 400 тысячи евро, а его составление компания намерена взять на себя.

– Кроме приоритетных проектов с участием агентства был предложен каталог из 70 инновационных предложений на общую сумму два миллиарда рублей. Насколько оказался интересен инвесторам этот пакет предложений.

– В ходе экспозиции мы контактировали с Андреем Шароновым, заместителем министра экономического развития. По итогам встречи он поддержал идею о том, чтобы Волгоградский венчурный фонд на данном этапе выступил бы одной из опорных точек развития венчурного финансирования на территории ЮФО – проводил бы мониторинг имеющихся в регионах проектов, составлял их реестр и сотрудничал в этой сфере с Российской венчурной компанией, созданной, напомню, по инициативе первого вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Медведева и оперирующей так называемым Фондом Фондов с наполнением 15 миллиардов рублей.

На форуме мы нашли поддержку и руководства Ассоциации прямого и венчурного финансирования Альбины Никонен. 20-27 июля в Волгограде запланировано рабочее совещание с участием всех регионов РФ, создавших у себя с помощью Минэкономразвития венчурные фонды – их всего 12. Приглашено руководство Российской венчурной компании, Ассоциации венчурного финансирования. Надеемся консолидировать позицию всех регионов и сделать согласованные предложения для совещания в Минэкономразвития по более четкому обозначению механизма венчурного финансирования в России. Прежде всего это касается интеллектуальной собственности вузов. Они на сегодня одни из главных поставщиков инновационных товаров и услуг. Однако по нынешнему законодательству вузы не являются собственниками этих разработок и не могут их полноценно коммерциализовать.

– Кстати, о венчуре. Волгоградская область выиграла несколько конкурсов и прошла процедуру по созданию Венчурного фонда. Как обстоит дело с этим проектом сейчас?

– Да, агентство прошло всю процедуру создания венчурного фонда в области, регион выиграл конкурс в Минэкономразвитии. На сегодняшний день он создан в объеме 280 миллионов рублей, или 10 миллионов долларов. Проведен конкурс на привлечение управляющей компании, которая также может стать инвестором венчурных проектов. Целью данного фонда будет инвестирование в создание и расширение предприятий малого и среднего бизнеса, работающих на территории области и выпускающих инновационную и высокотехнологичную продукцию. Фонд будет на 0,25 процента состоять из средств бюджета Волгоградской области, на 0,25 процента – из федеральных средств, выделяемых МЭРТ, и на 0,5 процента – из средств частных инвесторов.
Кстати, в масштабах ЮФО такой фонд первый. Между тем, актуальность его создания очевидна. На сегодняшний день очевидна потребность в инновациях со стороны предприятий реального сектора экономики, но эта потребность не подкреплена финансовыми ресурсами: предприятия не имеют возможности получить «недорогие деньги» на длительный срок. В то же время традиционные участники финансового рынка (банки, инвестиционные компании и др.) не готовы обеспечить инновационный процесс финансовыми ресурсами на приемлемых условиях в силу длительности и высокой рискованности создания наукоемкой продукции.

Сейчас мы формируем каталог инвестиционных предложений в том числе и для того, чтобы облегчить дальнейшую деятельность наших будущих партнеров из управляющей компании. На территории Волгоградской области на первом этапе предполагается реализовать 10-15 наиболее эффективных инновационных проектов с объемом финансирования от 700 тысяч долларов до двух миллионов долларов на проект.

Раздел: 
Публикации
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: