Как на Руси стать «большим политиком»?

31/05/2007 - 12:28
Читать u-f.ru на

«Новые известия» за 25 мая предложили свой рецепт. Недавно бывший председатель Центробанка Виктор Геращенко заявил о намерении участвовать в президентских выборах. До этого побороться за пост президента обещал экс-премьер Михаил Касьянов. Получается, что, несмотря на критику как изнутри демократического движения, так и со стороны его противников, оппозиция так и не смогла найти в своих рядах новых ярких фигур. Сегодня вообще публичная политика ушла. Она делается в кулуарах, где все большую роль играют «теневые» лидеры. Политики новой России имеют серьезный административный ресурс, их положение зависит от благосклонности к ним власти. Яркие и сильные люди предпочитают «не высовываться», а решать свои задачи обходными путями, опять же кулуарно. В новой России политик может появиться из ниоткуда. Как, например, новый министр обороны Анатолий Сердюков или глава Центризбиркома Владимир Чуров, который пришел на смену, казалось бы, бессменному Александру Вешнякову. Эксперты отмечают, что демократическая, либеральная оппозиция сегодня испытывает серьезный кризис. При нынешней политической системе сотрудничество с властью дает гораздо большие дивиденды, нежели борьба с ней. В 90-е было иначе. «Популярность либеральных идей в российском обществе упала, плюс к этому либералы сильно раздроблены, вытеснены за пределы легального политического пространства, соответственно у них сократилось и финансирование, – говорит г-н Шатилов. – Административный ресурс уже работает не на них». В связи с этим новые лица предпочитают самореализовываться в рамках, например, тех же самых молодежных прокремлевских движений, то есть работать именно с властью. В числе ярких региональных лидеров эксперты прежде всего выделяют Рамзана Кадырова. «Кадыров в своем регионе из глубин исполнительной власти вышел на ее вершину, – считает г-н Яковлев. – Он начал не как вольный политик, однако он, безусловно, самостоятельная фигура. Фактически он начал двигаться к вершине власти со стороны исполнительной власти как командир одного из подразделений МВД. Наверх его толкали скорее клановые связи, то есть принадлежность к региональной этнической элите». В Путинское время из региональных лидеров на первый план вышла также и нынешний губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, которую называют перспективным политиком. Впрочем, она шла к губернаторству сверху – была вице-премьером, потом полпредом президента. Но и на региональном уровне также появляются новые люди. Эксперты приводят в пример недавно избранного мэра Волгограда Романа Гребенникова, представителя КПРФ, которому всего 31 год. «Мы говорим о политической предэлите, и таких людей достаточно много, – считает Игорь Яковлев. – Гребенников появился в нужное время и в нужном месте, поэтому сейчас его имя на первых полосах центральных газет». Молодые политики из регионов пытаются прорваться на федеральный уровень и завоевать имидж продвинутых и перспективных, считает Александр Шатилов. Так, по его мнению, если брать, например, демократическую оппозицию из регионов, то там все чаще заявляет о себе бывший депутат петербургского Заксобрания Сергей Гуляев. Вместе с тем основным «фильтром» для этих людей являются СМИ. «Некоторые политики вспыхивают и уходят с политической арены, они пробивают этот информационный барьер, а затем снова исчезают, – замечает по этому поводу Игорь Яковлев. – Другие продолжают гореть достаточно долго». В данном случае все зависит от личности самого политика. Как полагают эксперты, для нарождающегося поколения политиков все большую роль играет Интернет, поскольку он не допускает тотального контроля со стороны государства и гораздо более действенен, чем другие СМИ. Но пока что избиратель в силу возрастных особенностей в большей степени ориентирован на телевидение. «В этом смысле основные каналы в значительной мере встали на государственную позицию, и для выборов это, конечно, играет определенную роль», – заключает Акоп Назаретян.

Комментарий: В этом «рецепте» на самом деле нет ничего нового. Политика – это искусство договариваться. С вышестоящей и «рядом стоящей» властью, с бизнесом, с общественностью через СМИ и т.д. Для того, чтобы «договориться» нужно иметь не только хорошо подвешенный язык, но и финансовые ресурсы, информационные ресурсы, административные ресурсы, хороший аналитический центр, который умело подберет наиболее «звучные» решаемые проблемы, решение которых принесет политику лавры «делателя», а не пустозвона. Ну, а СМИ также надо заинтересовать в упрочении репутации «вершителя судеб» и «радетеля о благе народа». По этой схеме, в принципе, безгранично высоко раскрутить можно практически любого человека, даже если «на лбу» у него большими буквами написано: «Шельма»…

Автор: Сергей САХАРКОВ