Свобода на «закручивание гаек»?!

22/05/2007 - 11:36
Читать u-f.ru на

ВЛАСТЬ И СМИ

…Мы этих котов душили-душили…
Михаил Булгаков, «Собачье сердце»

На прошлой неделе в редакцию «Южного Федерального» и многотысячные редакции других разнообразных СМИ России пришло, в буквальном смысле слова, СТРАШНОЕ письмо, а точнее – открытое «ЗАЯВЛЕНИЕ СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ»...

Из песни слов не выкинешь

«15 мая в Союз журналистов поступило уведомление, подписанное заместителем руководителя территориального управления Росимущества Григорьевым, который безо всяких объяснений сообщил о том, что отказывается от договора о безвозмездном пользовании Союзом занимаемыми нами помещениями и предлагает в месячный после направления уведомления срок эти помещения очистить. Кстати, уведомление датировано 18 апреля, так что, похоже, на сборы нам остается только три дня…» – значится в «Заявлении…» СЖР. Короче говоря, – «Пошли вон!»
Что это? Одномоментный «взбрык» единичного, хоть и высокого чиновника? Или же это – тенденция «заворачивания гаек» вокруг российских СМИ? Или же – сделал, да не подумал? В любом случае, подобное требование – ЭТО ПЛЕВОК В ГЛАЗА или ВЕСКАЯ ПОЩЕЧИНА сотне тысяч российских журналистов, состоящих в профессиональном Союзе, и еще большему количеству творческих, пишущих, снимающих людей, которые в этой самой организации не состоят, но именуют себя ЖУРНАЛИСТАМИ – с гордостью! Почему я так резко высказываюсь? Да потому, что не одного-двух журналистов (избили, посадили, убили), не пару-тройку изданий «изобидели» (притеснили немотивированными проверками и обысками, закрыли безо всяких там оснований), а именно ВСЕМУ ЖУРНАЛИСТСКОМУ СООБЩЕСТВУ в лице его Союза в глаза смачно плюнули!

И сущность этого не изменится оттого, что наши старшие товарищи и коллеги, подписавшие «Заявление…», выразились гораздо дипломатичнее: «Суть состоит в том, что руками Росимущества выбрасывается на улицу организация с девяностолетней историей, насчитывающая в своих рядах более ста тысяч журналистов, имеющая, смеем утверждать, определенные заслуги в деле строительства демократического общества и правового государства. Причем то, как все это делается, заставляет предположить, что предпринимаются шаги, направленные на фактическую ликвидацию Союза журналистов, в связи именно с последовательной и бескомпромиссной защитой Союзом интересов профессионального сообщества, конституционных прав и свобод граждан России – того, другими словами, в чем мы, казалось бы, вправе рассчитывать на безусловную поддержку государства».

Мотивировка подкупает

Если «разобрать по косточкам» данное «уведомление о выселении», то подтекстов у него может быть несколько. Официальная версия гласит, будто «освободившиеся» помещения необходимы для расширения работы телекомпании «Russia today», созданной для продвижения в мире положительного имиджа нашей страны. На первый взгляд – все прекрасно: у какой-то общественной организации отбирают, а передают очень «действенному СМИ», формирующему государственный имидж за границей. Намерение «благое», но, если это не шутка, а государственная политика, то становится жутковато от понимания: «Нам главное – забугорье, а со своим народом – и сами управимся…»

Значит, стоит ждать аналогичных шагов «на местах»… И как же, получается, был не прав Ростовский губернатор, на минувшее новогодье подаривший областному отделению СЖР прекрасное и уютное помещение в центре города со свеженьким евроремонтом! «Неплохо устроилось» и Кубанское отделение СЖР – два офиса в центре. А Чечня – так та вообще «осрамилась» – одним из первых административных зданий в Грозном восстановили Дом печати…
«Подтекст», конечно, может быть и чисто «экономическим». Сколько, скажите, государство выделяет бюджетных средств на содержание телекомпании «Russia today»? А сколько на Союз журналистов? Тем более – независимый и таковым себя явно позиционирующий? «Потише» надо быть, «ребята», «попокладистей»! Глядишь, и из «немилости» выберешься! А то – учишь вас, учишь…

Сами авторы «Заявления…» видят причину своего «выселения» следующим образом: «28 мая в Москве открывается Всемирный конгресс Международной федерации журналистов. Такие конгрессы проходят раз в три года, Россия принимает конгресс впервые. Это – среди прочего – знак уважения к нашей стране, ее прессе, равно как и признание авторитета принимающего Конгресс нашего Союза. Совершенно очевидно, что акция Росимущества прямо направлена на срыв форума, хотя кому и для чего подобное может понадобиться – даже представить себе невозможно».

Взвесив все «за» и «против», не соглашусь. Оно, конечно, нечего свободолюбивую западную прессу к нам тащить, чтобы учить нас «демократии» и «свободе слова» – своих с избытком! (Недаром же несколько дней назад наш несравненный глава государства потребовал у иностранных «журналюг» показать ему, в какой стране мира имеется «чистая демократия», объяснить ее сущность, а г-жа Меркель аж на стуле заерзала!) Во-первых, тамошними «идеалами» нас запугивать поздновато: кто успел, тот «привился», кто не успел, тот и не успеет. Во-вторых, срывать такой форум – это послать насмарку многолетнюю работу, как «задним числом», так и «наперед» той самой «Russia today». Поэтому не соглашусь!

В чем же «соль»?

Версий происходящего можно выдвинуть множество. С равным правом на соответствие действительности. Мне же лично наиболее вероятной кажется единственная: очередной – не первый и далеко не последний – ТЕСТ НА «ВШИВОСТЬ»! В первую голову – для руководства Союза. Во вторую – для всей этой массовой организации. В третью – для всего журналистского сообщества страны (зарубежные «ахи» и «охи», понятное дело, никто слушать не будет)!

Сумеют ли Союз и журналисты РФ отстоять переданное в бессрочное и безвозмездное пользование на основании Указа Президента России Б.Н. Ельцина помещение? В том числе – в суде? На улицах? В своих многообразных СМИ? С привлечением мнения широкой общественности? Если сумеют, значит, они – реальная сила. Силища, с которой стоит считаться, натуральная «четвертая власть», которая «своего» нипочем не уступит. А не сумеют – туда им и дорога, во «вторую древнейшую»!

Для такого «видения» есть весьма веские основания. Наша власть давно, кропотливо, упорно ведет «сортировку» СМИ, отделяет «овец» от «козлищ». С кем можно работать, а кому нельзя доверять? Кто умеет выбирать «правильные» темы, постановки вопросов и «интонации», а кого не мешало бы и «придушить»?! Это идет в регионах, на местах и во всероссийском масштабе, и никто этого давно уже не «стесняется». Не будем вспоминать медиа-империи березовских-гусинских. То – дела прошлые. Есть примерчики поновее.

Как сообщил «КоммерсантЪ» за 18 мая, из редакции Русской службы новостей (РСН), информ-службы холдинга «Русская медиагруппа», днем ранее «уволились все корреспонденты в знак протеста против редакционной политики. Новое руководство РСН запретило журналистам освещать в новостях деятельность оппозиции, отдало политический эфир членам «Единой России» и потребовало передавать «позитивные новости».

Немногим ранее Госдума вполне успешно «прочитала» законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также соответствующие ему поправки в закон «О СМИ», которые «опускают» роль СМИ в обществе «ниже плинтуса». Слушая комментарии депутатов по поводу законопроекта, невольно задаешься вопросом: а не в Эстонии ли его писали? Логика – та же.

Например, задекларированная цель документа – сделать органы власти более открытыми и прозрачными. Однако на деле закон вовсе не обязывает госорганы публиковать информацию о своей деятельности. Определять перечень сведений, обязательных к публикации, должны сами министерства и ведомства на федеральном уровне и муниципалитеты – на уровне местного самоуправления.

Ба, да на нем же черным по белому написано: «УГОДНЫМ» СМИ – ВСЁ, «НЕУГОДНЫМ» – НИЧЕГО! Пусть вымирают…

Есть и более «бородатый», но – зато – «экий матерый примерище!», который показывает с большой вероятностью, что именно вполне может случиться, если мы «не сможем». В 1917 одними из первых декретов Советской власти были три совершенно изумительных документа – «О печати», «О свободе печати» и «О Революционном трибунале печати». Все они были изданы экстренно и создали нормативную базу для закрытия сначала 10 крупнейших «буржуазных» газет, «изъятия» их типографий и всей материально-технической базы и передачи оных «пролетарским» изданиям («Правде», «Известиям»). Потом та же участь постигла и всю остальную «оппозиционную» прессу – лихо, быстро, в течение нескольких месяцев. Вся она ушла в подполье, была «распотрошена» и «пересажена» или ударилась в бега.

Что, опять возвращаемся к старому? К интернетовскому «самиздату», корявым листовкам на фонарных столбах и «забугорной» независимой Русской прессе??! А может, и правильно? «Тудей» их, эти независимые СМИ внутри страны! При таком колоссальном опыте – никакого труда не составит. Это же не закон о противодействии коррупции – над этим 12 лет работать не надо!!!
Алексей ГРИЦЕНКО, член Союза журналистов России

ИНОЕ МНЕНИЕ
Не посрамим страну!

Не было никаких сомнений в том, что притязания Росимущества на помещения, занимаемые Союзом журналистов России, вызовут определенный резонанс – об этом свидетельствуют хотя бы многочисленные заявления в форме протеста, заполнившие интернет-сайты.

Да и как остаться равнодушным, когда на твоих глазах, пусть это и громко звучит, попираются завоевания молодой российской демократии, а Союз журналистов России сегодня – один из немногих островков свободомыслия и один, опять же не побоюсь этого слова, из столпов формирующегося в России гражданского общества.

К большому сожалению, декларирование тех или иных серьезных принципов, ценностей в нашей стране вновь и вновь перечеркивается реальным положением дел. Высвечиваются откровенные двойные стандарты в государственной политике. А ведь притязания России на демократическую страну, не подкрепляемые соответствующими реальными действиями, в конце концов могут быть просто отторгнуты цивилизованным миром.

На самом деле речь идет не о квадратных метрах на Зубовском бульваре, а о ничем не прикрытом притеснении государственными чиновниками авторитетнейшей общественной организации, вовлекшей в свою, без сомнения, важнейшую для многонациональной России деятельность профессиональные сообщества со всех субъектов Российской Федерации. Эта огромная масса людей, нацеливаемых и нацеленных на дружбу, на взаимопонимание, на безоговорочное доверие друг к другу. Причем, в отличие от всех политических партий, с не меньшим усердием проповедующих высокие идеи, Союз журналистов России не ставил и не ставит перед собой никаких политических задач.

В этом смысле он – не конкурент для политического руководства страны а, скорее, партнер в создании благоприятного имиджа России перед мировым сообществом. Россияне уже потеряли право избрания региональных руководителей, а предстоящее голосование только лишь по партийным спискам и вовсе разлагает принцип народовластия как основу демократии вообще. С давлением же на общественный сектор и доминированием одной партии на политической арене мы легко можем оказаться в недалеком прошлом.

Не думаю, что чиновник Росимущества, в одностороннем порядке отказавшийся от совместного договора с СЖР, не знает что делает. Хотелось бы, чтобы подумали о последствиях те, чью волю он выполняет. В любом случае просто так такое политически безграмотное, абсурдное решение вряд ли может быть реализовано.

И потом, то, что мы называем четвертой властью, это не только ОРТ или РТР, а они, наверное, как раз в меньшей степени. В большей степени это тот же Союз журналистов, отстаивающий интересы общества, пропагандирующий истинные демократические ценности.

Для нас же, чеченцев, оболганных и оклеветанных в последние годы и некоторыми телеканалами, и рядом одиозных печатных изданий, Союз журналистов России стал удачной альтернативой в журналистской сфере, где мы столкнулись с абсолютной объективностью и доброжелательностью наших коллег.

Церемония закрытия последнего фестиваля СМИ в Дагомысе, традиционно проводимого руководством Союза журналистов России, была начата с показа фильма нашей журналистки о женщине-чеченке, спасшей русского офицера. Этой работе зал аплодировал стоя, и Всеволоду Богданову никакие предрассудки не помешали дать фильму высшую оценку. Это был момент истины, это была победа России. В такой России мы хотели бы жить и работать, утверждать себя и сближаться с другими.

Кстати, Чечня могла бы сегодня быть показательным примером того, как пристойно могут сосуществовать власть и журналистское сообщество. Наш региональный союз стал возрождаться после известных драматических событий в конце 2003 года, и в лице руководителей республики мы сразу же нашли партнеров на фоне стоящих перед нами общих глобальных задач. Нам выделяются средства на проведение республиканских журналистских конкурсов и участие нашей делегации во Всероссийском ежегодном фестивале СМИ.

Недавно мы обратились к властям с просьбой дать название скверу, расположенному напротив Дома печати, «Сквер журналистов Чеченской Республики». И было не просто издано распоряжение, удовлетворяющее нашу просьбу, данный сквер в кратчайший срок был превращен в один из самым облагороженных уголков столицы. Я уже не говорю о том, каким подарком стало для местных журналистов само здание Дома печати, отреставрированное также в короткие сроки и, пожалуй, способное сегодня конкурировать с любым аналогичным зданием в России. Кстати, проблем с помещением у нас нет. Кроме того, руководство республики оказывает помощь семьям погибших журналистов, учреждены премии лучшим студентам отделения журналистики ЧГУ и т.д.

Таким образом, то, что происходит в Москве вокруг наших коллег, даже здесь, если хотите в провинции, не поддается никакому объяснению. В заключение все же хочется выразить надежду, что восторжествует здравый смысл, и страна не будет посрамлена накануне международного конгресса журналистов.

Руслан ЮСУПОВ, председатель правления Союза журналистов ЧР

Автор: Сергей САХАРКОВ