За морскую державу обидно…

22/05/2007 - 11:23
Читать u-f.ru на

13 июня в Москве состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Морская деятельность России: ключевые проблемы развития», в которой примут участие представители органов государственной власти, общественных организаций, научного сообщества и деловых кругов. Цель проведения конференции – сосредоточение организационных усилий и средств государства и общества на реализации Морской доктрины РФ на период до 2020 года и развитии отечественной морской деятельности в дальнейшей перспективе. Тема весьма актуальна и для южного форпоста.

В России сегодня насчитывается 62 морских порта. В это число входят и восемь портов Черного и Азовского морей, находящиеся в Краснодарском крае, грузооборот которых доходит до 149 миллионов тонн в год. Более 40 % внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через порты РФ, перерабатываются здесь. Причем перевалку более 100 миллионов тонн внешнеторговых грузов страны обеспечивают крупнейшие порты Новороссийска и Туапсе, обслуживая треть российского нефтеэкспорта.
Развивающиеся порты Кавказ, Темрюк и Ейск обрабатывают суда грузоподъемностью до пяти тысяч тонн. Порты Сочи, Анапа, Геленджик, расположенные в санаторно-курортной зоне, в основном обеспечивают обслуживание пассажирских перевозок.
Концепция развития морских портов Краснодарского края предусматривает увеличение их грузооборота до 155 миллионов тонн в год, в том числе по наливным грузам – до 95 миллионов тонн, сухим – до 60 миллионов тонн.

Известно, что морской транспорт – востребованный вид доставки грузов, выполняющий 90 процентов мирового грузооборота. В нашей стране с его участием осуществляется около 60 процентов внешнеторгового грузооборота. В прошлом году через отечественные порты прошло порядка 420 миллионов тонн грузов. По сравнению с 2005 годом, когда перевалка впервые составила порядка 407 миллионов – это прогресс. Но, как показывает анализ, увеличение идет в основном за счет нефти. Перевалка же сухих грузов остается примерно на одном уровне. Учитывая рост экономики, который наблюдается, для такого государства, как Россия, этого явно недостаточно, утверждают эксперты. По-прежнему большие объемы экспортно-импортных грузов идут через порты соседних государств: Прибалтику, Украину и так далее. Слабо используются транзитные возможности страны.

В то же время эксперты утверждают, что российские морские порты имеют потенциал и обладают значительной инвестиционной емкостью, но пока в портовой индустрии присутствуют в основном государственные деньги. Так, в 2006 году на нужды портов из федерального бюджета было выделено 5,6 миллиарда рублей. Деньги немалые, но в сравнении с масштабом портового хозяйства, которое требует глобальной модернизации, их явно недостаточно. При этом эксперты предупреждают, что рассчитывать на приход серьезного частного капитала пока не приходится. По той простой причине, что государство не создало соответствующих благоприятных условий для вложения инвестиций в портовое хозяйство, что, естественно, вызывает опасения у инвесторов.

На протяжении почти восьми лет Госдумой «принимается» основополагающий документ, устанавливающий базовые правила работы морских портов России. Без закона, который регламентирует их деятельность, считают представители отрасли, интенсивное развитие портовой и транспортной инфраструктуры весьма и весьма затруднительно – на законных основаниях невозможно определить границы морских портов и присвоить порту статус международного. Соответственно, зарубежные компании стараются не иметь дело с портами, у которых нет международного статуса. Со вступлением России в ВТО (что может произойти уже в текущем году), ситуация для российских портов в условиях жесткой конкуренции с зарубежными портами, может серьезно осложниться.

Не случайно эта вопиющая проблема отрасли обсуждалась недавно в Мурманске на совместном заседании президиума Госсовета и Морской коллегии РФ, которое было посвящено вопросу развития инфраструктуры всего морского транспорта страны, вопросу сохранения России как морской державы.
Участвовавший в заседании Президент России Владимир Путин обозначил два критерия морского государства: наличие портов с высокой пропускной способностью и мощный морской транспорт. И то и другое у России есть, но если не принимать неотложных мер, то в скором будущем статус России как морского государства может значительно снизиться.

«Первый важный вопрос – развитие морских портов, – заявил глава государства. – В настоящее время в России действует 62 таких предприятия. Однако российские грузопотоки продолжают идти через иностранные порты. Причины здесь известны: наши порты не отвечают сегодня современным требованиям и не соответствуют потребностям российской экономики. Это относится к крупнейшим портам, расположенным и на Балтике, и в Новороссийске, и на Дальнем Востоке, и на трассах Северного морского пути.

Считаю, что Правительству надо незамедлительно принять комплекс мер по развитию в первую очередь этих портов. Необходимо уже сейчас разрабатывать конкретные программы действия для каждого отдельно взятого порта, не дожидаясь при этом тех законов, которые могут быть в скором времени приняты, – отметил Путин. Вероятно, имелся в виду закон о портовых особых экономических зонах. Приоритетным направлением в этом вопросе является укрепление мощности тех портов, которые входят в отдельные транспортные коридоры. Это, по мнению Президента, увеличит транзит грузов через российские порты.
Острейшим для морских портов остается вопрос землепользования. И 50 процентов бюрократических проволочек вокруг предприятий возникает как раз из-за земли, подчеркнул Путин. При этом он потребовал уже в этом году урегулировать все споры, то есть четко очертить границы российских портов.
Важным аспектом подъема статуса морского государства является развитие собственного флота. 60,3 процента всех российских судов ходит под иностранным флагом. В отношении торгового флота вопрос сегодня стоит так: требуется не увеличить, а именно возродить его. Из 211 судов, построенных за постсоветские годы для российских судовладельцев, более 90 % имеют иностранный, так называемый «удобный» флаг. С 1995-го по 2004 годы морской торговый флот под российским флагом сократился с девяти с половиной миллионов тонн дедвейта (грузоподъемности) до двух с половиной миллионов тонн. В два с половиной раза уменьшились и валютные поступления от работы морского флота, соответственно снижались налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, а также количество рабочих мест.
«В последнее время идет процесс обновления флота, но создается он на иностранных верфях. Старение отечественных судов, находящихся под юрисдикцией России, продолжается. Если российским судам под иностранным флагом в среднем по девять лет, то под российским – 24. Мы должны создавать все условия для перехода судов под российский флаг», – отметил Путин.
После пятнадцатилетнего вынужденного простоя и российское судостроение находится в тяжелом состоянии. (Многие заводы живут чуть ли не в рамках «натурального хозяйства», самостоятельно изготавливая для собственных нужд всё, до последней заклепки.) Отечественные предприятия занимают лишь 0,5 % мирового рынка. Для такой страны, как Россия, это ничтожная доля. И если не предпринять сегодня никаких действий, отрасль просто деградирует, что в конечном счете негативно скажется и на безопасности страны, и на военном кораблестроении.

Для исправления ситуации принято решение о создании Объединенной судостроительной корпорации, которая должна включать все сегменты: от проектирования и строительства судов до их сервисного обслуживания и ремонта. Перед корпорацией поставлена прямая задача – завоевать достойную нишу на глобальном рынке судостроения. У нас такие возможности есть. Полагаю, что в ближайшее время следует определиться с мерами господдержки судостроительной отрасли в России, – отметил Путин в недавно послании прозвучавшем Федеральному Собранию.
Мы должны создать условия лучшие, чем у наших конкурентов. Согласованное развитие всех составляющих российского морского транспорта имеет важнейшее значение. И в первую очередь для повышения его конкурентоспособности. В Морской доктрине, принятой на период до 2020 года, эта задача отнесена к числу приоритетных. Ведь от уровня конкурентоспособности морского транспорта зависит эффективность интеграции России в мировую транспортную систему. И, разумеется, развитие всей российской экономики, – подчеркнул Президент.

Известно, становление России как мировой державы три века назад началось с создания Петром Первым отечественного флота. Прошедшие триста лет изменили мир, но оставили в сохранности эту формулу. Сегодня появились и активно развиваются новые средства коммуникации, новые возможности для международных экономических контактов, но выражение «морская держава» не утратило свой смысл. России сегодня нужны свой флот и собственное судостроение так же, как и триста лет назад.

Однако задачи развития флота никогда не будут решены, если не считать приоритетом и постоянную кадровую работу. Требуется расширять и наращивать материально-технические возможности, преподавательский потенциал для всей цепочки обучения: от нахимовских училищ до Государственной морской академии.

Нужен анализ потребностей флота в конкретных специальностях и профессиях: штурманах, механиках; рабочих и специалистов среднего звена для судостроения. И количество обучающихся, и качество образовательных программ должны в полной мере соответствовать задачам российского флота.

Автор: Сергей САХАРКОВ