Эйфория от нацпроектов. Козак доволен, народ - нет.

15/05/2007 - 12:05
Читать u-f.ru на

Почти полтора года в стране полным ходом идет реализация нацпроектов, в частности «Здоровье», и в рамках нацпроекта решаются вопросы поставок оборудования для проведения профосмотров, проходит диспансеризация населения. Но и сегодня, несмотря на рапорты из регионов о кардинальном улучшении дел в этом вопросе, проблем предостаточно. Признают это и на уровне Правительства страны.

Слабое звено программы «Здоровье»

Примеров и частных случаев, из которых, собственно, и складывается вся картина «слабого звена», искать не приходится. Вот лишь один из них. Пациент 13-й поликлиники Прикубанского округа города Краснодара обратился за медицинской помощью к своему участковому врачу – представителю первичного звена (которому, известно, в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» была существенно повышена зарплата). Получив талон и просидев в очереди почти три часа, к этому самому врачу попасть не смог – участковый врач категорически отказалась принимать больных после 17 часов. Ее понять можно: очень высока нагрузка, когда врачей не хватает, и при весомой прибавке к зарплате. А пациенту надо было всего-то получить направление на УЗИ внутренних органов.

Благо, выручила дежурный врач, которая приняла «чужих» больных. Но облегчения больному этот прием не принес, так как дежурный врач выписала талон на общее обследование в другую клинику, совершенно в ином конце города, где больной мог бы пройти общее обследование в течение почти двух недель(!), в то время, как у него жалобы на острую боль сегодня. И это, заметим, в то время, когда этой же 13-й поликлиникой в рамках нацпроекта получено новейшее оборудование для проведения УЗИ. Почему же нельзя было обследовать больного в своей поликлинике? Ответ оказался простым и в чисто русских традициях: на новом современном оборудовании просто некому работать – персонал не обучен, поэтому оно не может эксплуатироваться.

Нацпроект «Здоровье», как и все остальные три, рассчитанный, как было задумано его разработчиками, на три года, шагает по стране уже почти полтора года. Спрашивается: руководство поликлиникой не знало, что в учреждении работает устаревшее, неэффективное медоборудование, не знало, что поликлиника будет получать новое оборудование? И разве нельзя было заранее отправить специалиста по УЗИ на переподготовку? Видимо, не знало и руководство департамента здравоохранения Краснодарского края, что «под новое» оборудование надо подготовить соответствующих специалистов. Случилось же так, что поступившее оборудование как минимум четыре месяца в простое, пока узист обучается. А пациенты или направляются в иные поликлиники, центры, где очередь на обследование достигает месяца, терпеливо ждут, превозмогая боль, или доходят «до ручки» – пишут жалобы, которые, собственно, могут быть рассмотрены примерно за такое же время, или оставляют иллюзии в отношении качества и доступности нашего здравоохранения. Продолжают болеть, ходить на работу, лечиться домашними средствами, как могут, до последнего…

В случае с пациентом поликлиники № 13 исход был предрешен: если нет мочи терпеть боль и ждать месяца, чтобы пройти обследование бесплатно, ему в этой же поликлинике было предложено пройти обследование за деньги в частной клинике, которая находится через дорогу, где нет очереди. Что и вынужден был сделать больной по направлению уролога, к которому он попал, что называется, «окольными» путями. В результате обследования у больного обнаружено заболевание почек. Вот только выписанные урологом лекарства ему купить не удалось – денег не осталось. Да и в поликлинику ходить желание отпало. Так и живет, терпит боль, лечится народными средствами.

И таких случаев, надо думать, немало, и не только в Краснодарском крае. Когда руководители здравоохранения не знают, как работают поликлиники в отдаленных от центра районах, сама идея – реализация нацпроекта «Здоровье» в регионах дискредетируется в глазах населения.

Деньги идут, а результат непонятен

В то же время, на уровне Правительства страны планируются новые «вливания» в нацпроекты. Президент России Владимир Путин распорядился уточнить мероприятия, механизмы реализации и объемы финансирования приоритетных нацпроектов в 2008-2010 годах. В рамках этого поручения Правительству, в частности, говорится, что «необходимо предусмотреть меры по обеспечению своевременной и качественной медицинской помощи».

Подводя итоги реализации нацпроектов в 2006 году, а также уточняя планы на 2007 год, первый заместитель председателя Правительства России Дмитрий Медведев сообщил, что общая сумма финансирования всех проектов по сравнению с прошлым годом увеличена на 40 миллиардов рублей и составляет в общей сложности 256,5 миллиарда рублей. Только для профилактики и лечения раковых заболеваний в рамках нацпроекта «Здоровье» в текущем году российским медучреждениям будет выделено более 15 миллиардов рублей на обеспечение оборудованием. «При всей своей важности национальные проекты – дело срочное, которое должно завершиться в двух-трехлетний срок, дав определенные знаковые результаты в социальной сфере», – заявил Д. Медведев. По его словам, нацпроекты – «это не бесконечное счастье, когда деньги идут и идут, а результат непонятен».

При этом важно, чтобы выделенные бюджетные средства расходовались эффективно и без злоупотреблений, свойственных нашему национальному менталитету. Не случайно, эта тема сегодня активно обсуждается. Несмотря на важность нацпроектов и контроль со стороны государства, без нецелевого, неэффективного использования средств и простого воровства чиновников и здесь не обошлось. В результате государство потеряло в 2006 году около 400 миллионов рублей.

Самой сложной является ситуация с проектами «Здоровье» и «Образование». Недавно Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обнародовала данные проверки расходования средств, выделенных на реализацию национальных проектов в 2006 году. И если глава Росфиннадзора Сергей Павленко в ходе интернет-конференции рапортовал, что нацпроекты реализуются с небывалой для бюджетных средств честностью и порядком, то экспертам это заявление показалось слишком оптимистичным.

Как оказалось, Павленко упомянул лишь нарушения получателей, видимо, для приуменьшения масштаба проблемы. А их выявлено, как приведено выше, на сумму в 399 миллионов рублей: 299 миллионов рублей федерального бюджета и 100 миллионов рублей – внебюджетных фондов. Из них половина расходовалась неэффективно. На реализацию приоритетных нацпроектов в 2006 году, по данным Счетной палаты, федеральным бюджетом было предусмотрено около 134,5 миллиарда рублей. Из них на «Развитие АПК» – 19,2 миллиарда рублей, «Образование» – 30,8 миллиарда рублей, «Здоровье» – 62,6 миллиарда рублей, «Доступное и комфортное жилье» – 21,9 миллиарда д рублей. С учетом средств внебюджетных фондов и предоставленных государственных гарантий расходы на приоритетные национальные проекты составили около 180 миллиардов рублей. Эксперты уверены, что это крохи по сравнению с нарушениями, пришедшимися на главных распорядителей – чиновников, отвечающих за распределение средств, – 2,835 миллиарда рублей. Неэффективно из этой суммы использована лишь десятая часть — 280 миллионов рублей. Судьба еще 2,555 миллиарда рублей кроется за формулировкой «другие финансовые нарушения».

И что важно – практически вся эта сумма пришлась на нацпроект – «Здоровье». Чиновники из ведомства Михаила Зурабова потратили «не туда» 25,3 процента всех выделенных денег. Сумма в целом правдоподобная, считает зампред Национального антикоррупционного комитета, президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. «Хотя, – добавляет он, – в СМИ были сообщения о более внушительном разворовывании средств, – на уровне 80 процентов».

За простой платят пациенты

Тем временем, юристы отмечают, что нецелевое расходование бюджетных средств – уголовно наказуемое преступление. «Статья 285 прим 1. Штраф 100-300 тыс. рублей, максимальное лишение свободы до двух лет». Если же речь идет о нарушениях в особо крупных размерах, то есть от 7,5 миллиона рублей, то виновным грозит до пяти лет лишения свободы и штраф 250-500 тысяч рублей. Если поводов для уголовного дела не наберется, предусмотрена административная ответственность: 40-50 МРОТ с физических лиц и 400-500 МРОТ с юридических лиц. Но всё это может «светить» (а может и нет) только исполнителям: руководителям организаций, главным бухгалтерам. На судьбе высшего руководства нацпроекта все эти нарушения вряд ли отразятся, – говорят специалисты.

В подтверждение можно привести ситуацию с выявлением прокуратурой Центрального округа Краснодара нарушения бюджетного законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в семи лечебных учреждениях округа.

Как сообщила помощник окружного прокурора Ирина Христинич, нарушения установлены в онкологическом диспансере, МУЗ «Женская консультация», в детской городской поликлинике № 2, а также в городских поликлиниках № 3, 4, 7, 10.

«Нарушения были допущены в части нецелевых выплат «надбавок стимулирующего характера» немедицинскому персоналу – лифтерам, секретарям, дворникам, операторам ЭВМ. Это несмотря на то, что постановлениями Правительства РФ предусмотрены такие выплаты только медицинским работникам, участвующим в реализации проектов», – отметила И. Христинич.

По данным прокуратуры, необоснованные выплаты производились на основании приказов главных врачей лечебных учреждений. По выявленным фактам прокуратурой округа внесено представление в управление здравоохранения города об устранении нарушений бюджетного законодательства при реализации нацпроекта. Что последует и что не последует после устранения нарушений – вопрос.

На недавно прошедшем совещании Региональной рабочей группы при Главном федеральном инспекторе по Краснодарскому краю по вопросам реализации приоритетных нацпроектов и Совета при главе администрации Краснодарского края по реализации приоритетных национальных проектов шла речь о выполнении президентских программ. Как сообщила пресс-служба края, в медучреждениях Кубани выявлены случаи длительного простоя медоборудования, поставленного в рамках нацпроекта «Здоровье». (Это как раз тот пример, когда пострадал пациент поликлиники № 13.) В ряде случаев причиной этому стало неисправность или отсутствие расходных материалов, а также размещение в неприспособленном помещении. Так в Белоглинском районе лабораторный анализатор на момент проверки простаивал более трех месяцев, цифровой флюорограф – более четырех месяцев. В Ейском районе из-за отсутствия расходных материалов и необходимого дополнительного оборудования отмечены случаи простоя полученного медицинского оборудования в амбулаториях станиц Ясенская и Садовая.

В Славянском районе лаборатория по диагностике ВИЧ находится в старом помещении, не отвечает действующим санитарным правилам и нормам, тамотсутствует горячая проточная вода, санитарно-техническое состояние – неудовлетворительное, помещение требует ремонта.

Что с ГАС взять?

Полномочный представитель Президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак в целом доволен первыми результатами реализации приоритетных национальных проектов на юге России. Об этом он заявил недавно на совещании с представителями субъектов федерации ЮФО. «Необходимо сделать всё, чтобы каждый рубль достиг своей цели, был использован с максимальной эффективностью, не говоря уже о том, чтобы ушел куда-то «налево», – подчеркнул полпред.

Уходом рубля из нацпроектов «налево», похоже, серьезно озабочено руководство страны. Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подписал Концепцию системы контроля за финансированием и ходом работ в рамках нацпроектов в режиме реального времени. Если разрабатывается такая программа, значит, дело с хищением и неэффективным использованием средств бюджета, действительно, имеет масштабные формы.

Жаль только, что на поддержку системы будет потрачено тех же бюджетных средств до 2010 года 1,5 миллиарда рублей, в то время, как в прошлом году на эти цели ушло 210 миллионов, в 2007 году запланировано 170 миллионов рублей, которые можно было бы потратить более эффективно, с пользой для населения. А изворотливый чиновник, охочий до бюджетных денег, и в системе ГАС найдет что взять – ведь он сам ее будет контролировать.

Автор: Сергей САХАРКОВ