Картеля не будет

26/04/2007 - 14:34
Читать u-f.ru на

Примерно на протяжении последних пяти лет западные аналитики высказывают опасение, что продолжающаяся экспансия России на мировых энергетических рынках, в особенности, на газовом, может привести к тому, что Москва, договорившись с каким-либо другим крупным поставщиком, сумеет диктовать цены вынужденным подчиниться потребителям, а то и вовсе – использует возникшую зависимость как мощное оружие, способное заставить западных лидеров склонить головы перед российскими требованиями.

Особенно частыми такие оценки стали с начала прошлого года, когда кризис вокруг роста цен на российский газ для Украины стал для западного общественного мнения, не торопившегося вникать в суть спора и склонного скорее занять антироссийскую позицию, примером использования "энергетического оружия". Ещё больше страхов стало после успешного визита Владимира Путина в марте прошлого года в Алжир, так как российский и алжирский газ фактически полностью покрывают потребность Старого Света в голубом топливе. Наконец, опасения экспертов стали частью повестки для обсуждения и политическими лидерами, когда экономический комитет НАТО в своём докладе заявил о стремлении России использовать картель поставщиков газа, напоминающей ОПЕК, в качестве инструмента для наращивания своего влияния в Европе.

Понятно, что этот сюжет очень удобен для рассуждений о коварных планах России по отношению к демократическому Западу, однако для того, чтобы оценить, насколько вероятен такой вариант развития событий, необходимо задуматься, а выгодно ли России появление такого картеля?

Сегодня всё чаще говорят и пишут о "газовом ОПЕК". Допустим, что такая аналогия уместна, но настолько ли велико влияние объединения экспортёров нефти? Во-первых, следует вспомнить, что создание этого картеля в 1959 году носило скорее оборонительный характер: договариваясь о ценовой политике, ведущие поставщики пытались не допустить падения цен на нефть на мировых рынках. Возникновение же подобного союза сегодня, например, на рынке газа кажется излишним – стремительный экономический рост в ряде регионов мира, в первую очередь, в Китае и Индии требует всё больше топлива, а значит, добывающим государствам сегодня нужно думать скорее не о том, как удержать цены на высоком уровне, а как удовлетворить растущий спрос.

Продолжим сравнения с ОПЕК – эффективна ли эта организация в своём контроле рынков нефти? Тут трудно ответить однозначно положительно. С одной стороны, любое решение о повышении или понижении квот добычи членами картеля вызывает скачки мировых цен. С другой, доля членов организации в мировой добычи неуклонно снижается, сегодня она составляет менее сорока пяти процентов. К тому же известно, что решения министров государства выполняют плохо, больше ориентируясь на политические нужды текущего момента. Если, например, какому-либо правительству надо продать нефти чуть больше установленных квот для того, чтобы финансировать социальные программы, пути это сделать власти найдут.

Это опыт настоящего ОПЕК, нефтяного. Если же проанализировать перспективы аналогичной организации, решившейся заняться регулированием на рынках газа, то станет понятно, что шансов на успех у неё, по крайней мере, на сегодняшний день нет почти никаких. Во-первых, газ продаётся по долгосрочным контрактам и обычно в региональном масштабе. Вообще, структура мировой добычи газа интересна – больше всего для собственных нужд добывают развитые государства, идеей газового картеля интересующиеся мало. Это США, Канада, Великобритания, Нидерланды. Безусловно, существует группа развитых государств, которым для обеспечения собственных нужд нужно прибегать к закупкам за рубежом. Это Германия, Италия, Япония. Но закупки эти идут в рамках двусторонних долгосрочных контрактов.

Для ясности обратимся к примеру Германии. Она всё больше российский клиент. Представим, что в рамках гипотетического "газового ОПЕК" большинством голосов, в том числе, со стороны одиозных режимов, вроде Ирана или Венесуэлы, которые свои обширные запасы пока разрабатывают весьма нерационально, будет принято решение снизить поставки газа на мировой рынок. Свернёт ли Россия в этом случае своё сотрудничество с Германией? Думается, фантастичность такой ситуации очевидна даже для неспециалиста.

Подозревают в планах создать картель Форум государств-экспортёров газа, заседания которого не так давно прошли в Дохе. Но большее знакомство с этой организацией убеждает, что преследует она другие цели. Глобализация мировой экономики, развитие технологий поставило газовиков всего мира перед несколькими проблемами, решать которые лучше совместными усилиями.

Традиционно работа Форума привлекает самые разные государства, обладающие серьёзными запасами газа. Скажем, европейские наблюдатели всегда озабоченно воспринимают сближение Алжира и России, но вот интерес к деятельности Форума другого важного поставщика газа в Старый Свет – Норвегии – привлекает куда меньше внимания. Теоретически объяснить это можно тем, что северная страна воспринимается как цивилизованная демократия, от которой ценового коварства не ожидают. Но почему сама Норвегия работой
Форума интересуется? Ответ прост: повышение эффективности добычи и продажи газа волнует широкий круг государств-добытчиков.

Следующей важнейшей помехой на пути возникновения мирового газового картеля, подобного ОПЕК, является сама природа поставок газа – он идёт в основном по трубам, которые, как известно, имеют два конца. Всегда хочется спросить разоблачителей российских планов создания "энергетического оружия", куда денет Россия весь непроданный газ, когда коварно перекроет вентили в газопроводах, идущих в Европу? Это нефть можно погрузить в танкеры и продать тому, кто готов платить за неё больше. С газом же совершенно другая ситуация.

Да, существуют технологии доставки сжиженного газа по морю, но они составляют примерно треть продаж на мировом рынке. Кстати говоря, возможно, что в рамках Форума также активизируется обмен опытом в этой сфере, где давно признанным лидером является Алжир.

Следующий круг вопросов, крайне интересных участникам этой переживающей процесс становления организации, касается образования цен на газ, на сегодняшний день связанного с ценами на нефть. В специальной комиссии, озадаченной решением этих вопросов, до встречи Форума в следующем году, которая должна пройти в Москве, будет председательствовать Россия.

Учитывая, что мировой экспорт газа очень зависит от существующей трубопроводной системы, проблемы развития инфраструктуры также крайне актуальны. Вопросы поставок газа это, как правило, и вопросы инвестиций в мощности по его доставке. Причём отдачу от этих инвестиций может получить и поставщик, и покупатель. Именно такая взаимовыгодность делает возможными крупные проекты, вроде Североевропейского газопровода. Россию подозревают в планах создать картель и диктовать свою волю потребителям российского газа, однако никто в Европе не вспоминает, с каким нерациональным упорством в Старом Свете сопротивляются российским попыткам через инвестиции принять участие в управлении мощностями доставки и распределения газа. То есть, от России требуют уступчивости и открытости, не планируя отвечать тем же...

Получается, что за всеми разговорами о "газовом ОПЕК" просматривается чистая геополитика. Если доказательств о коварности Москвы не хватает, их можно досочинить, напугав простых европейцев энергетической блокадой со стороны восточного соседа. В Вашингтоне, Брюсселе, других столицах политизировали вопрос энергетической безопасности, особенно применительно к поставкам из России, оказавшись заложниками собственных домыслов. Россиян сегодня словно стараются убедить, что продажи российского топлива в Европу – вопрос не экономики, а политики.

В такой ситуации от российского руководства и предпринимателей требуется быть прагматиками – принимая каждое конкретное решение, тщательно взвешивать все плюсы и минусы. Риторические же пассажи в адрес европейцев дело почти безнадёжное – оправдываться в чистоте собственных помыслов можно почти бесконечно, особенно когда к этим оправданиям прислушиваться никто не торопится.

Понятно, что российским дипломатам ещё предстоит научиться подавать международному общественному мнению российскую внешнюю политику в выгодном свете. Как, например, это делают американцы, не перестающие заявлять о благотворности мировой свободной торговли, а на деле всё больше расширяющие систему своих двусторонних договоров с отдельными государствами
в обход ВТО, которые фактически торпедируют деятельность этой, в теории весьма полезной организации.

Понятно, что в этом случае национальные интересы, выраженные в конкретных суммах прибыли для американских компаний, официальному Вашингтону куда важнее, чем любые гуманистические лозунги. Такому стремлению решать задачи национальной экономики в первую очередь, не взирая на мнение остального мира, стоит поучиться и России. И также очевидно, что какими бы полезными не были совместные программы участников Форума государств-экспортёров газа, самостоятельность России в деле реализации природных богатств страны на мировых рынках и развитие отечественного энергетического сектора они ограничивать не должны. При этом остальным членам международного сообщества не плохо бы осознать, что политика Москвы в этой сфере вполне рациональна, предсказуема и конструктивна, ведь зависимость, возникающая между поставщиком газа и потребителями, носит взаимный характер.

Николай ПАХОМОВ

Автор: Сергей САХАРКОВ