ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ ПРЕДСТАВИЛ СОВЕТУ ФЕДЕРАЦИИ ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВООПОРЯДКА

16/04/2007 - 15:46
Читать u-f.ru на

Наиболее актуальные проблемы правоприменительной практики нашли отражение в ежегодном докладе "О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2006 год". Его представил 199-у заседанию Совета Федерации генеральный прокурор России Юрий Чайка.

Как сообщили в пресс-службе верхней палаты российского парламента, характеризуя складывавшуюся в стране в минувшем году ситуацию, Ю.Чайка констатировал, что достигнутые результаты во многом превышают показатели предыдущих лет. Однако, по его словам, еще сохраняется целый ряд проблем, которые требуют своего разрешения, в том числе на законодательном уровне.

Как заявил ГЕНЕРАЛЬНЫЙ прокурор, проводимая в стране реформа местного самоуправления, перераспределение полномочий и ответственности между различными уровнями государственной власти и самоуправления выявили несовершенство существующего законодательного механизма. Залог успеха правового регулирования в сфере совместной компетенции Центра и субъектов РФ, заявил Ю.Чайка, - синхронность законодательных решений на федеральном и региональном уровнях. Он сообщил, что проведенные органами прокуратуры проверки показали, что на конец прошлого года во многих субъектах Федерации - не говоря уже о муниципальных образованиях - не были приняты необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений федеральных законов. "И прежде всего регулирующих вопросы социального обеспечения граждан, в том числе относящихся к льготным категориям, - продолжал он. - В результате десятки тысяч людей оказались лишены мер социальной поддержки, установленных федеральным законодательством, что, конечно же, не могло не вызывать социального напряжения в обществе".

Несовершенство законодательного механизма стало тормозить и дальнейшее развитие страны, констатировал Ю.Чайка. Он подчеркнул, что состояние законности в социальной сфере во многом связано с широкомасштабными мероприятиями, которые проводятся в рамках реализации приоритетных национальных проектов. По его словам, прокурорами проводится постоянный мониторинг складывающихся правоотношений, который позволяет своевременно и эффективно устранять значительную часть совершаемых правонарушений. Анализ практики прокурорского надзора, отметил глава Генеральной прокуратуры России, показывает, что отсутствие или запаздывание с принятием необходимых правовых актов является одной из основных причин, препятствующих успешному продвижению приоритетных национальных проектов. "Мерами прокурорского реагирования мы побуждаем их к активизации этих процессов, но этого явно недостаточно", - подчеркнул глава ведомства. "По нашему мнению, - продолжал он, - проблема во многом в том, что в федеральных законах и подзаконных актах, как правило, не определяются конкретные сроки принятия нормативных правовых актов". В связи с этим, сообщил Ю.Чайка, генеральной прокуратурой РФ внесено президенту России предложение о целесообразности дополнения действующего законодательства положениями о сроках, в течение которого субъект Федерации или орган местного самоуправления обязаны принять необходимые правовые акты. "Введение таких норм, - заключил он, - способствовало бы активизации нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований".

По словам генерального прокурора России, ситуация заведомо изменится к лучшему, если будет разработана общегосударственная программа законотворчества, приняты федеральные законы, направленные на оптимизацию законотворческого процесса.

Оценивая состояние эффективности борьбы с преступностью, Ю.Чайка остановился на вопросах профилактической работы.

"Следует признать, - заявил он, - что в стране еще не сложилось четкой и завершенной системы социальной профилактики преступлений и правонарушений. Глубоко убежден, что при ее отсутствии рассчитывать на эффективное и действенное противостояние нарастающей преступности не приходится". По его словам, в стороне от решения задач предупреждения преступлений остаются многие институты гражданского общества, не сформированы основные принципы привлечения предпринимательских структур к деятельности по противодействию преступности, развитию правосознания широких слоев населения, пропаганде здорового образа жизни и законопослушного поведения.

Ю.Чайка проинформировал Совет Федерации об итогах ноябрьского прошлого года Всероссийского координационного совещания руководителей правоохранительных органов. На нем, сообщил он, была поставлена задача уже в этом году разработать проекты федеральных законов "Об основах системы профилактики правонарушений в РФ" и "Об участии граждан в охране общественного порядка". "Думаю, что с их принятием нам удастся добиться положительных результатов и переломить существующие негативные тенденции", - подчеркнул генеральный прокурор РФ.

Особого внимания, продолжал Ю.Чайка, требует продолжающийся рост преступности. "Поскольку основным критерием оценки работы правоохранительных органов является приговор суда, особое значение имеет правильная организация следствия. Однако в этой сфере, - сказал он, - все еще сохраняется значительное количество проблем". Только в минувшем году, по его словам, прокурорами при возбуждении уголовных дел выявлено и устранено почти 2,3 млн нарушений закона; отменено более полутора миллионов незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела; выявлено и поставлено на учет 144 тыс. ранее не зарегистрированных преступлений; даны указания по полумиллиону уголовных дел, отменено более 38 тыс. незаконных постановлений о прекращении уголовных дел и более 357 тыс. постановлений о приостановлении предварительного следствия и дознания.

Характеризуя складывающуюся ситуацию, генеральный прокурор России, в частности, отметил, что во многом такое положение объясняется низкой квалификацией следователей - до сих пор еще большое их число не имеет высшего профессионального образования, - непродолжительным опытом их работы, бесконтрольностью со стороны руководителей следственных подразделений, порождающей коррупционные проявления и нарушения закона. По его словам, предполагаемое реформирование следствия "при взвешенном, конструктивном и просчитанном по последствиям подходе должно помочь в решении этих вопросов". "Генеральная прокуратура поддерживает концепцию предложенного законопроекта о создании Следственного комитета Генпрокуратуры России, рассматривая это как первый шаг к созданию основы будущей единой службы расследований", - добавил Ю.Чайка. "Поддерживая в целом концепцию предложенного законопроекта, - подчеркнул он, - прокуратура считает необходимой его доработку в части обеспечения эффективного соотношения процессуальных полномочий органов следствия и прокуроров".

В минувшем году продолжало увеличиваться количество преступлений, совершенных участниками организованных групп или преступных сообществ, сказал руководитель Генеральной прокуратуры России. По его словам, растет их опасность - из совершенных ими преступлений 95 процентов относится к категории тяжких и особо тяжких. "И хотя работа правоохранительных органов на этом направлении значительно активизировалась; стало больше выявляться организаторов и участников организованных преступных формирований, переломить тенденцию эскалации организованной преступности пока не удалось", - констатировал он.

Ю.Чайка отметил снижение числа преступлений против личности, совершенных преступными группировками. По его словам, более чем на четверть сократилось количество убийств, организованных грабежей, разбоев, фактов вымогательства. В то же время, продолжал он, растет число преступлений, совершенных организованными преступными формированиями в экономической сфере: на треть в области финансовой деятельности; в 2 раза больше фактов легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; изготовления и сбыта поддельных кредитных карт и иных платежных документов. Это свидетельствует о том, что организованная преступность "самым серьезным образом нацелена на сферу экономики, она перестает быть откровенно бандитской, а становится "беловоротничковой", но от того не менее опасной", указал Генеральный прокурор России. По его словам, несколько лет назад поднялась волна криминальных, так называемых недружественных захватов бизнеса – рейдерство, – в целях его дробления и перепродажи.

В частности, Ю.Чайка сообщил, что прокуратурой Москвы в суд направлено уголовное дело в отношении организованной преступной группы, члены которой, подделав протокол общего собрания акционеров и доказательства по гражданскому делу, оформили фиктивные договоры купли-продажи на комплекс зданий, принадлежащий ОАО "НИИ эластомерных материалов и изделий", и перепродали его, причинив ущерб более 111 млн. руб. В одной только Москве, подчеркнул он, в настоящее время расследуются более 50 таких уголовных дел.

Сейчас объектом интереса рейдеров становится земля, заявил Ю.Чайка. По его словам, более чем в полтора раза возросло количество обращений о противоправных захватах земельных угодий преобразованных сельхозпредприятий, незаконных действиях по скупке паев и земельных долей, незаконном их отчуждении и регистрации права собственности на них путем обмана, злоупотребления доверием, использования подложных документов.

"Причиной распространения такого рода преступлений, - указал Генеральный прокурор, - явилось то, что длительное время они выпадали из поля зрения правоохранительных органов. Первоначально такие проявления расценивались как споры хозяйствующих субъектов, которые подлежат рассмотрению в рамках гражданского законодательства; однако прокурорские проверки показали, что это ни что иное, как попытки организованных преступных групп установить контроль над высокодоходными предприятиями с целью в дальнейшем использовать их для легализации доходов, полученных преступным путем, втянуть их в сферу теневой экономики".

Как сообщил Ю.Чайка, принимаемые правоохранительными органами меры по противодействию возникшей угрозе явно неадекватны опасности. По его словам, не секрет, что зачастую рейдерские захваты сопровождаются и злоупотреблениями в судебной системе и правоохранительных органах. Негативным образом на развитии ситуации, подчеркнул Генеральный прокурор России, сказалось вытеснение прокуроров из гражданского и арбитражного процессов: "Ограничив их право на обращение с заявлениями в суды, мы тем самым лишились возможности пресекать недобросовестные действия в самом начале, когда они еще не привели к катастрофическим последствиям и не перешли в разряд уголовного преступления". По его словам, необходимо самым серьезным образом менять корпоративное законодательство - оно должно устранить все возможные легальные возможности для рейдерства, перевести его в разряд нелегальной деятельности и соответственно подлежащей уголовной ответственности.

Кроме того, продолжал Ю.Чайка, такое положение свидетельствует о необходимости принятия срочных мер по декриминализации экономических отношений в стране и со стороны правоохранительных органов, причем мер новых, современных и широкомасштабных.

Еще одна проблема, продолжал генеральный прокурор России, - контрабанда. По его словам, противодействия этому злу в стране не организовано. В Дальневосточном федеральном округе, продолжал он, ежегодно незаконно вылавливаются сотни тонн рыбы и морепродуктов, истребляются тысячи гектаров леса – и все это за бесценок контрабандным путем направляется за границу. В то же время, сообщил он, правоохранительными органами за 2006 год возбуждено незначительное количество уголовных дела о контрабанде, а о контрабанде, совершенной организованной преступной группой - единицы. Такая же ситуация и в Северо-Западном федеральном округе, где находятся крупнейшие морские порты, через которые за границу идут огромные товарные потоки.

Количество уголовных дел - минимально, заключил генеральный прокурор России, причем раскрывается только чуть более 10 процентов преступлений о контрабанде.

Всего же в прошедшем году в России выявлено менее 7 тысяч преступлений, связанных с контрабандой, что составляет 0,2 процента от общего числа зарегистрированных преступлений. Складывается парадоксальная ситуация - на таможенных постах у нас контрабанды нет, зато из торговых сетей контрабандные товары изымаются тоннами, резюмировал Ю.Чайка. С учетом актуальности проблемы, заявил он, Генеральная прокуратура РФ скоординировала свою деятельность с Федеральной таможенной службой, "и уже в этом году наши совместные усилия будут направлены на обеспечение должного порядка в исполнении таможенного законодательства во всех регионах страны".

Есть и первые примеры эффективной совместной работы двух ведомств. По его словам, в С.-Петербурге Генпрокуратурой на основании оперативных материалов таможенной службы пресечена деятельность организованной преступной группы, которая на протяжении длительного времени осуществляла контрабанду нержавеющей стали и никелевых сплавов в особо крупном размере: преступники контрабандно ввезли на территорию России металла на сумму более 25 млрд рублей, при этом неуплата таможенных платежей составила почти 10 млрд рублей.

Теперь, что касается коррупции. При огромной латентности этого вида преступлений, сообщил докладчик, в прошлом году выявлено более чем на 10 процентов больше преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и взяточничества. По его словам, Генеральной прокуратурой РФ разработаны концептуально новые подходы к организации прокурорского надзора по противодействию коррупции в любых ее формах и проявлениях. "Наряду с уголовно-правовыми средствами борьбы со взяточничеством и должностными преступлениями, одной из главных задач органов прокуратуры в современных условиях является противодействие коррупции путем усиления надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, особенно в части соблюдения ограничений, установленных для государственных и муниципальных служащих, выявление и устранение причин и условий, порождающих коррупционные проявления", - заявил Ю.Чайка. По его словам, проведены проверки исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции в центральных аппаратах и территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти. В ходе проверок выявлено свыше 92 тысяч нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе.

Генеральный прокурор проинформировал парламентариев о распространенности случаев принятия органами государственной власти и местного самоуправления незаконных нормативных и правовых актов, направленных на вмешательство в предпринимательскую деятельность, предоставление предпринимателям необоснованных льгот и преимуществ, противоправное распоряжение бюджетными средствами, государственным и муниципальным имуществом. По его словам, в целях повышения качества существующей нормативно-правовой базы Генеральная прокуратура внесла в правительство РФ предложение поручить всем федеральным министерствам и ведомствам переработать действующие в сфере их компетенции нормативные правовые акты с целью выявления способствующих коррупционным проявлениям излишних ограничений, запретов, некорректных терминов в действующих законах и ведомственных правовых актах. Кроме того, продолжал он, по предложению прокуратуры России в практику работы правительственной Комиссии по законопроектной деятельности внедряется процедура обязательной криминологической экспертизы законопроектов на предмет их коррупциогенности.

"Одним из опасных видов преступлений в современных условиях является экстремизм, - заявил Ю.Чайка. - И хотя в сравнении с общей массой количество этих преступлений невелико, они способны вызывать серьезную напряженность в обществе". По его словам, широкий общественный резонанс в прошедшем году вызвали преступления, совершенные в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, и других городах. "Основные причины совершения преступлений экстремистской направленности закладываются прежде всего в обществе: это имущественное неравенство, отсутствие социальных перспектив для многих молодых людей, даже экономические просчеты или ошибки местных властей, которые вызывают недовольство населения, быстро приобретают национальную окраску". Только постоянный контроль за развитием ситуации в регионе, подчеркнул он, немедленное совместное реагирование правоохранительных органов и органов власти на малейшие проявления экстремизма и ксенофобии помогут избежать тяжелых последствий.

В ряде регионов правоохранительные органы выработали правильную позицию, ориентируясь на выявление преступлений по фактам призывов к совершению экстремисткой деятельности и возбуждения национальной ненависти, сообщил Ю.Чайка. Так, по его словам, в Татарстане и Башкортостане, в Нижегородской области удалось пресечь попытки проникновения под видом осуществления экономического сотрудничества и оказания гуманитарной помощи международных организаций экстремистского толка.

Анализ правоприменительной практики, заявил Генеральный прокурор РФ, показал существование проблем, прямо влияющих на качество и эффективность мер по противодействию экстремизму. Основная из них, по его словам, - та же, что и в ситуации с общеуголовной преступностью: отнесение основной массы преступлений экстремистской направленности к категориям преступлений небольшой и средней тяжести, по которым закон не позволяет проводить оперативно-розыскные мероприятия.

"В то же время оперативные позиции по уголовным делам о таких преступлениях особенно важны для формирования доказательственной базы, - подчеркнул Ю.Чайка. - Именно поэтому значительное количество уголовных дел возбуждается по другим составам преступлений (хулиганство, вандализм), что, несомненно, вызывает справедливые нарекания в обществе и упреки в адрес правоохранительных органов". Генеральная прокуратура России, сообщил докладчик, обратилась к президенту страны с предложением о внесении необходимых изменений в законодательство, что позволило бы органам ФСБ и МВД проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений экстремистского характера.

В заключение генеральный прокурор России ответил на многочисленные вопросы членов Совета Федерации.

Автор: Сергей САХАРКОВ