Проблемы обеспечения законности уставов муниципальных образований и пути их решения

03/13/2007 - 18:29

Как помочь органам местного самоуправления в обеспечении законности основных муниципальных правовых актов? Как устранить нарушения, допускаемые при представлении их на государственную регистрацию? Как разрешать коллизии в федеральном законодательстве, регламентирующем вопросы организации местного самоуправления?

Именно эти вопросы стали предметом рассмотрения на учебно-методическом семинаре с представителями органов местного самоуправления, проводимом аппаратом Управления Минюста России по Южному федеральному округу совместно с Ростовским юридическим институтом Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации с 27 февраля по 2 марта 2007 года в городе Ставрополе.

В семинаре приняли участие 18 руководителей и сотрудников правовых служб органов местного самоуправления из Ставропольского края и Карачаево-Черкесской Республики.

Потребность проведения подобного мероприятия была продиктована необходимостью устранения из положений уставов муниципальных образований, действующих в пределах Южного федерального округа, противоречий федеральному законодательству, вызванных частым изменением федерального законодательства. Даны разъяснения представителям органов местного самоуправления требований федеральных норм в сфере организации местного самоуправления, в том числе по вопросам государственной регистрации уставов муниципальных образований.

В период времени с 01.09.2005 по 01.03.2007 регистрирующим органом были приняты решения об отказе в государственной регистрации 283 уставов и 85 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, в том числе 105 решений по причине нарушений установленного порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования. По причине несоответствия представленного на государственную регистрацию пакета документов требованиям законодательства оставлено без рассмотрения 22 устава и 132 муниципальных правовых акта о внесении изменений в устав. В настоящее время на территории Южного федерального округа 68 % действующих уставов, то есть уставы 2157 муниципальных образований из числа 3152 зарегистрированных, содержат положения, вступившие в противоречие с принятыми федеральными законами.

Начав регистрационную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» с 01.09.2005, Управление столкнулось со значительными пробелами в нормативно-правовом регулировании ряда вопросов государственной регистрации уставов муниципальных образований.

Сложный порядок принятия уставов потребовал повышения профессионального уровня работников правовых служб органов местного самоуправления, выработки правовых позиций, позволяющих устранить разночтения в толковании отдельных положений федерального законодательства.

Важное место при разработке программы семинара было уделено повышению уровня взаимодействия органов местного самоуправления и регистрирующего органа по вопросам приведения уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством.

Но в связи с многочисленными вопросами муниципальных служащих рамки семинара были расширены. Помимо прочих, обсуждались такие актуальные темы, как: проблемы решения вопросов местного значения органами местного самоуправления и наделения их отдельными государственными полномочиями, включая вопросы правопреемственности органов местного самоуправления и ранее существовавших государственных администраций; проблемы организации территориального общественного самоуправления; вопросы соблюдения избирательного законодательства, прохождения муниципальной службы, рассмотрения обращений граждан.

Отдельное внимание было уделено изучению организации муниципального нормотворчества, в частности, регламентации работы с проектами уставов муниципальных образований, установлению порядка опубликования (обнародования) уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, их проектов и иных муниципальных правовых актов, оформлению уставов муниципальных образований, а также их приведению в соответствие с действующим законодательством.

Кроме того, в ходе семинара по просьбе представителей органов местного самоуправления в процессе обсуждения были освещены вопросы соотношения политических и правовых решений.

Например, среди наиболее острых явились вопросы установления и соблюдения порядка отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, исполнения обязанностей главы муниципального образования в случае досрочного прекращения его полномочий или его временного отсутствия, определения структуры органов местного самоуправления, в частности, необходимости согласования представительным органом муниципального образования кандидатуры на замещение должности заместителя главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.

Следует отметить, что формат проведенного семинара предполагал не только выступление специалистов аппарата Управления и их ответы на вопросы представителей муниципальных образований, но и обеспечение последних методическими материалами, подготовленными и рекомендованными для использования Управлением, включающими, помимо прочего, типовые муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы принятия и изменения уставов муниципальных образований, в том числе: решения представительного органа муниципального образования «О принятии проекта устава муниципального образования, проведении по нему публичных слушаний и установлении порядка учета предложений граждан в проект устава», «О принятии Устава муниципального образования», «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования», «О Регламенте представительного органа муниципального образования», а также образцы заключения о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования, сопроводительного письма для представления устава муниципального образования на регистрацию, типовые положения, подлежащие включению в текст устава, регламентирующие порядок отзыва депутатов, выборных должностных лиц муниципальных образований и членов выборных органов местного самоуправления, вопросы работы с местным бюджетом и другие.

Вместе с тем, анализ вопросов, возникающих у представителей органов местного самоуправления, показал необходимость дополнительного освещения тех актуальных правовых тем, которые необходимы для решения вопросов местного значения, в том числе касающихся принятия и исполнения местного бюджета, реализации положений Жилищного, Земельного, Водного и Лесного кодексов Российской Федерации, организации муниципальной службы, правопреемственности органов местного самоуправления и ранее существовавших государственных администраций, формирования и осуществления деятельности контрольных органов муниципальных образований. Особого исследования требует и судебная практика по наиболее проблемным вопросам в сфере организации местного самоуправления.

По результатам семинара представители органов местного самоуправления единодушно выразили удовлетворение его организацией, формой подачи информации, в частности, диалогом между ними и специалистами Управления Минюста России по Южному федеральному округу. Принято решение о целесообразности проведения на территории Южного федерального округа подобных мероприятий впредь с привлечением представителей Росрегистрации и Роснедвижимости.

Заместитель начальника отдела
законодательства субъектов
Российской Федерации
и регистрации уставов
муниципальных образований

Раздел: 
Публикации
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: