MIPIM-2007: ИНДИКАТОР ЗРЕЛОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

27/03/2007 - 12:56
Читать u-f.ru на

Количество регионов из Южного федерального округа, представленных на Международной выставке недвижимости в Каннах, было невелико, зато участие, как считают руководители побывавших там делегаций, – плодотворно.

Международная выставка недвижимости – MIPIM, традиционно прошедшая в середине марта на знаменитом французском курорте уже в 16-й раз, с каждым годом набирает популярность. В этом году она собрала рекордное количество участников – 14 тысяч из 67 стран. Выставочные площади MIPIM составили 17 720 квадратных метров.

Такой размах не случаен. MIPIM предоставляет возможность встречи с крупнейшими международными инвесторами, городскими и региональными властями, банкирами, архитекторами, дизайнерами, строителями, юристами, журналистами, специалистами гостиничного и туристского бизнеса, управляющими компаниями со всего мира – словом, всеми, кто заинтересован в привлечении и размещении инвестиций.

Надо заметить, что у российских южан есть определенный позитивный опыт участия в таком представительном мероприятии. Так, активно оперирующие на инвестиционном рынке краснодарцы уже в шестой раз отправляются на Лазурный берег с деловыми предложениями, и объем их постоянно растет. Если в 2006 году экспозиция Краснодарского края занимала 300 квадратных метров, было представлено более 110 инновационных проектов на сумму около 12 миллиардов евро, то в нынешнем кубанцы размахнулись более чем на 500 квадратных метров, представив в общей сложности почти 1400 инвестиционных проектов на 47 миллиардов евро.

Однако всегда ли размах соответствует отдаче? Речь об этом впереди.

Пока что обратим внимание на другой численный показатель. Из почти полусотни российских регионов, приславших своих представителей в Канны «попытать инвестиционного счастья», ЮФО серьезно был представлен всего тремя – Краснодарским краем, Ростовской областью, Кабардино-Балкарской Республикой. Именно они представили проекты и предложения, которые реально могут быть замечены и востребованы на мировом или уж, во всяком случае, европейском уровне.

А ведь сколько было сказано о необходимости динамичного развития и потенциале Юга России! Конечно, выходить на серьезный рынок наобум, без конкретных проработок и конкурентных предложений, резона нет. Однако в таком случае приоткрывается и обратная сторона медали – отсутствие правильно сформулированных и заманчивых для инвесторов предложений. А это показывает, что мы не умеем (или – не хотим?) выделить, просчитать и облечь в приемлемую форму наши инвестиционные желания и мечтания.

Так что кубанскому губернатору Александру Ткачеву впору открывать мастер-класс для обучения активности и размаху на инвестиционном поле.

И в самом деле, отчеты краснодарцев выглядят впечатляюще. Если в прошлом году делегация края заключила в Каннах шесть инвестиционных соглашений на сумму в 650 миллионов евро, то нынче этот показатель многократно перекрыт. 28 инвестиционных соглашений на общую сумму 1,5 миллиарда евро – впечатляющий результат.

Похоже, что уже в ближайшие месяцы на Кубань хлынет золотой инвестиционный дождь. Но так ли это?

Для тех, кто не связан впрямую с закулисьем инвестиционной политики, поясним: в большинстве случаев торжественно подписанные на подобных выставочных и аналогичных им мероприятиях документы, тем более многомиллиардные, ни к чему не обязывают. Это – жест, фактически – протокол о намерениях. Конечно, просто так, лишь из-за чьих-то красивых глаз, серьезные дельцы и такой документ подписывать не будут. Подобный протокол и в самом деле обозначает определенную взаимную заинтересованность. Однако от первого свидания до свадьбы путь ухабистый и долгий, а настоящий брачный контракт заметно отличается от мечтаний о несметном приданом.

Говоря языком прагматичным, реальный переговорный процесс – расчеты, экспертизы, страховые гарантии, графики финансирования и расходования средств, обеспечения поставок и темпов строительства, системы контроля и санкций, и много еще чего необходимого, занимают уйму времени, сил, и не всегда приводят к запланированным результатам.

Так что цифры в победительных отчетах – это, в первую очередь, рекламная продукция. Согласен, нужная, но не определяющая.

Впрочем, объективности ради надо отметить, что в ходе таких крупных форумов существует и еще один аспект оформления переговорного процесса. Тоже, кстати, безусловно являющийся PR-акцией. Это – завершающее торжественное подписание разработанных и подготовленных договоров по различным направлениям. Как, например, подписанная в Каннах
Программа по развитию сотрудничества между Ростовской областью и Французской Республикой на 2007-2008 годы.
Ряд перспективных инвесторов нашла и кубанская делегация. Например, заключены договоры с немецкой компанией «Сименс» на замену устаревшего оборудования на Троицком и Курганинском групповых водоводах на сумму почти в 22 миллиона евро.

Значительная часть проектов, вызвавших интерес участников выставки связана с развитием курортной зоны.
Так, московская управляющая компания «ТПС» планирует вложить 435,8 миллиона евро в строительство многофункционального центра на территории Имеретинской долины в Сочи и еще 290,5 миллиона евро в подобный центр в самом Сочи. Этот приморский центр, конечно, привлекает потенциальных инвесторов как возможная олимпийская столица. И компания «Сочи-Интекс» готова потратить более 26 миллионов евро на гостиничный комплекс «Приморская-Люкс» в родном городе. ЗАО «ИК «Русский Азов» намерено вложить 120 миллионов евро в курортно-рекреационную зону в поселке Кучугуры в Темрюкском районе Краснодарского края. Не отстают и ближайшие соседи – компания «АДМ-Юг» из Ростова-на-Дону обещает инвестировать 151,1 миллиона евро в строительство «автомобильной деревни» и торгово-развлекательного центра в самом Краснодаре.

Всё это интересно и привлекательно, но возникает вопрос: неужели для того, чтобы найти «доморощенных» инвесторов, надо ехать за тридевять земель, во Францию? Ведь наверняка руководители этих компаний «положили глаз» на открывающиеся на Кубани возможности, сидя в собственных российских офисах. И оправдывают ли затраты на «выставочный размах» полученную отдачу?

Соседи краснодарцев по ЮФО, принимавшие участие в каннской выставке, похоже, оказались более прагматичны. Так, ростовчане сосредоточили внимание на нескольких комплексных программах, привлекающих комплексностью решений и возможностей. Три крупных инвестиционных проекта – «Ростов-Сити», Приазовская и Южно-Батайская зоны отражают перспективные направления развития инфраструктуры и объектов в сфере деловой, промышленной и туристско-рекреационной недвижимости. Широкие возможности сотрудничества в рамках этих проектов вызвали серьезный интерес девелоперов и инвесторов.

Кабардино-Балкария – дебютант MIPIM. Поэтому к отбору представленных проектов в Нальчике отнеслись особенно тщательно. Сказался, очевидно, и деловой опыт президента республики Арсена Канокова, который, как и его коллеги, губернаторы Дона Владимир Чуб и Кубани Александр Ткачев, лично возглавил делегацию региона.

В Каннах Кабардино-Балкария представила шесть инвестиционных бизнес-предложений общей стоимостью 885 миллионов евро – строительство второй и третьей очередей канатной дороги на горе Эльбрус, канатной дороги на горе Чегет, горнолыжного и альпинистского комплексов «Чипер-Азау» и «Приют-11», жилого комплекса «Восточный» в городе Нальчике, а также освоение северо-восточного склона Эльбруса в районе Джылы-Су. И практически все они вызвали конкретный интерес.

Так, немецкие предприниматели готовы создать в Черекском районе республики совместное российско-германское предприятие по строительству малых ГЭС на реке Кара-Су.
Перспективной оказалась и встреча Арсена Канокова с Гастоном Катьяром, генеральным директором французской компании по производству оборудования для гондольных канатных дорог «Пома», которая поставляла оборудование для первой очереди канатной дороги на Эльбрусе. А. Каноков и руководство компании, обсудив планы дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества по техническому оснащению Приэльбрусья, пришли к идее организации в Кабардино-Балкарии сервисного центра по обслуживанию гондольных дорог на горнолыжных курортах Северного Кавказа.

MIPIM – серьезный индикатор мирового инвестиционного климата. И осмысленное участие в такого рода выставках и форумах – показатель зрелости региональной экономики.

Автор: Сергей САХАРКОВ