Традиционная ингушская культура – в Париже

19/03/2007 - 18:48
Читать u-f.ru на

Недавно во Франции вышло в свет новое концептуальное исследование основ культуры одного из древних кавказских народов.

Потребность в переводе на французский язык и издание данного исследования были вызваны интересом французского научного сообщества к новой философской работе Мурата Зязикова «Традиционная культура ингушей: история и современность».

Чем вызван интерес французских ученых к данному изданию – об этом читателям «ЮФ» рассказывают доктор философских наук, профессор А.Х. ТАНКИЕВ и директор Ингушского НИИ, профессор, заслуженный деятель науки ЧИАССР И.А. ДАХКИЛЬГОВ.

– Книга вызвала интерес не только французского научного сообщества, но и наших соотечественников, проживающих за рубежом – особенно северокавказской диаспоры. При практическом изучении традиционной культуры своего древнего и монолитного народа Мурат Зязиков, как ингуш, опирается на собственную онтологическую принадлежность к родной культуре. Глубокое осмысление народных традиций и всю собственную жизнь внутри ингушской культуры, автор книги, как историк и философ, рассматривает через призму учения французской школы «Анналов».

Заложенные французской научной школой направления развития культуры в конкретном преломлении к традиционной народной культуре одного из самых густонаселенных и поликонфессиональных регионов мира – Северному Кавказу, позволяют философу сформировать модель толерантного развития народов внутри кавказской цивилизации.

Подобный научный подход исследования традиционной культуры и формирование толерантной модели указывают на несостоятельность прогнозирования американскими политологами так называемых цивилизационных разломов, в том числе и на территории Северного Кавказа.

Традиционный тип культуры ингушей по своей сути устойчив и неизменен. Подтверждением этому является отсутствие лингвистических трансформаций в ингушском языке, исторически мирное и центральное позиционирование ингушей внутри кавказской цивилизации, а также минимальные новации в социальной структуре и отношениях.

Внутри традиционной национальной культуры ингушей Зязиков Мурат усматривает устойчивые, неизменные и, одновременно, весьма мобильные образования – доминанты менталитета и этноконцепты культуры. Исследователь указывает, что этноконцепты присущи всем народным традиционным культурам, у каждого народа свои особенные самобытные основы и черты этноконцептов, доминанты менталитета, которые транслируются в виде культурных кодов, переходящих из поколения к поколению.Именно эти образования внутри традиционной культуры составляют и определяют объективную основу для развития социокультурной толерантности, столь необходимой основы для «безразломного» развития мировой цивилизационной системы.

Весьма примечательно, что в своем научном поиске и обосновании толерантной модели развития ученый обобщает как теоретические знании, так и практические наработки зрелого реального российского политика, руководителя сложного кавказского региона. Автору исследования удается в сложном и многогранном сплетении народов и верований найти те традиционные доминанты менталитета, которые выступают основой толерантной модели поведения. Ученый-философ и одновременно практик-политик в своем концептуальном научном труде выделяет толерантную модель развития как ключевое противостояние и опровержение «цивилизационных разломов», созданных теоретиками-политологами Хантингтоном и Фукоямой.

Продолжая разговор о новом издании, профессор И.А. Дахкильгов подчеркнул, что изданная в Париже книга открывает европейскому читателю, – в том числе, конечно, и нашим соотечественникам здесь, во Франции, – новый, абсолютно неизученный пласт самобытной традиционной культуры. В монографическом исследовании автор рассматривает связь и взаимозависимость природы и населения Ингушетии, глубинные истоки и этапы становления ингушской культуры, ее характерные черты, выделяет ключевые этноконцепты современной культуры.

На данном этапе развития мировой цивилизации крайне важно, что российский автор рассматривает ингушский народ в качестве характерного культурного субъекта кавказского цивилизационного пространства, занимающего в указанном пространстве центральное место. В условиях трансформирующегося и динамично изменяющегося мира, где основное сознание определяется вектором интеграционных и глобализирующихся процессов, крайне важно сохранить самобытные типы культуры с их непреходящими ценностями. Автор книги, сам реальный политик, показывает французскому читателю процесс, как ценностный аспект традиционности транслируется через пласты поколений в современную культуру и повседневную жизнь отдельного человека и
всего общества в целом.

Особый интерес вызывает изучение поставленной проблематики, начиная с эпохи бронзы, и вычленение этапов формирования в национальной ингушской культуре таких понятий, как благодать и благодатное, выделение особенных черт всей кавказской
цивилизации, таких, как «уважение к старшим», устойчивых этических норм и своеобразного этикета. Эти черты входят главной составляющей в этноконцепты ингушской культуры, выступая содержательными доминантными характеристиками современной ментальности.

Вполне закономерно читатель приходит к выводу: многие сохранившиеся устойчивые этические нормы ингушской культуры могут служить эталоном для современного европейского, в частности французского общества, например, транслируемое из поколения в поколение на протяжении тысячелетий уважение к старшим. Эта этическая норма достойна поддержания не только в российском или европейском, но и во всем мировом пространстве.

В своём труде М.М. Зязиков значительное место отводит исследованию мировоззрения ингушей, в том числе его религиозной составляющей. Автор весьма корректно, на многочисленных примерах анализирует сохранившиеся в культуре и сознании рудименты язычества, рассматривает значение суннитского ислама и влияние христианства на традиционную ингушскую культуру.

Весьма показательным и актуальным является завершающий и одновременно ключевой раздел научной работы М.М. Зязикова «Толерантность, а не цивилизационные разломы», в которой сделан акцент на необходимости приоритета взвешенной национальной политики над другими сферами политики, управленческой деятельности региональных руководителей, сохранении положительно-толерантного менталитета, исконно присущего национальной ингушской культуре. Французский читатель не может не согласиться с автором, что именно доминанты менталитета или образа жизни, которые транслировались в виде культурного кода в современность, определяют объективную основу для развития социокультурной толерантности.

Работу Мурата Зязикова возможно признать не только серьезным научным вкладом в современное кавказоведение, но и важной вехой в практическом осуществлении стабильности, мира и прогрессивного развития в таком непростом регионе, как Северный Кавказ.

Подготовила Маргарита ЕФРЕМОВА

Автор: Сергей САХАРКОВ