Будем ли мы распоряжаться землей и строить?

20/03/2007 - 13:11
Читать u-f.ru на

В рамках прошедшего 14-17 марта в Ростове-на-Дону представительного строительно-архитектурного форума «СТИМэкспо» планировалось совещание главных архитекторов Южного федерального округа на тему «Опыт и перспективы разработки документации территориального планирования в ЮФО» с демонстрацией генеральных планов. Полномасштабным оно не получилось по чисто технической причине: главные архитекторы округа находились в тот момент в Каннах, входя в состав делегаций своих субъектов РФ, и «раздвоиться» попросту не могли.

Тем не менее, дискуссия состоялась. Тон задавал председатель Совета Южного архитектурного общества Союза архитекторов России Юрий Трухачев. Если передавать суть обсуждения вкратце, то оно сводилось к нескольким главным вопросам.

Первый – без генпланов, схем территориального планирования, правил землепользования и застройки, остального «пакета» градостроительной документации, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ, с 1 января будущего года муниципалитеты страны утратят право распоряжаться своими землями, а – двумя годами позднее – вести любое капитальное строительство! Мы получим парадоксальную ситуацию, которую Юрий Николаевич оценил так: «Территории поставлены в жесткие условия. Но их придется выполнять. Иначе мы придем к полному отсутствию инвесторов из-за отсутствия документации!» А на ее подготовку по всем поселениям ЮФО требуется (Юрий Трухачев привел самые «скромные» расчеты) 2 млрд 100 млн рублей! Достаточных средств на это нет.

Второй вопрос – кадровый. Речь идет не только о жутчайшем дефиците квалифицированных специалистов по стратегическому планированию территорий в масштабах всей страны. Это – проблема известная, озвученная с самых разнообразных трибун и угрожающая тем, что лет через пять-восемь профессионалов генпланирования не останется вообще, если не принять своевременные меры. Беда еще и в другом: в самих многочисленных муниципалитетах ЮФО (даже в крупных городах) наблюдается еще больший дефицит грамотных чиновников, осознающих важность генплана, способных сформулировать и поставить перед разработчиками четкие задачи стратегического развития своих городов и снабдить проектировщиков исчерпывающими исходными данными. Иными словами, Югу жизненно необходим грамотный аппарат заказчиков градостроительной документации!

Третий вопрос – отсутствие четкой нормативной базы. Федеральный законодатель, принимая Градостроительный кодекс, не слишком «озаботился» проблемой обеспечения механизмов его реализации. Например (кроме уже упомянутой кадровой нехватки), абсолютно не проработаны регламенты проектирования населенных пунктов и регламенты профессиональной деятельности стратегических планировщиков, иные методические указания. Иными словами, территории, как котят, бросили в бурную реку: мол, «выплывайте, как знаете».

Поэтому и приходится архитектурно-планировочным НИИ, бюро, группам совместно с муниципалитетами «изобретать» разнообразные «велосипеды», применительно к каждой конкретной ситуации. Например, при дикой нехватке средств у органов местного самоуправления и их достаточном объеме у заинтересованных инвесторов, приходится разрабатывать схемы территориального планирования не поселений в целом, а отдельных микрорайонов и даже кварталов (Градостроительный кодекс это позволяет). В результате также получается «перекос»: ведь для системного развития города нужно сначала разработать стратегический план всего населенного пункта, затем – правила застройки и землепользования, а также схему территориального планирования. И только потом, опираясь на эти «глобальные» документы, проводить поквартальную и подомовую разбивку, нарезать земельные участки и т.д. У нас же на сегодня этот процесс идет либо параллельно, либо даже в обратном порядке (не от общего к частному, а от частных деталей к единому целому).

Даже у столиц ЮФО (не говоря о более мелких поселениях) не все благополучно в этом вопросе, как показано в таблице. Но маленький запас времени у нас еще есть.

Таблица. Наличие генпланов и схем территориального планирования в столицах регионов ЮФО (по данным Председателя Совета Южного архитектурного общества Союза архитекторов России Юрия Трухачева)

Регион Генплан Схема территориального планирования
Ростовская область
(г. Ростов-на-Дону) Есть* Есть*
Краснодарский край
(г. Краснодар) Есть* В разработке**
Волгоградская область
(г. Волгоград) Есть* В разработке**
Астраханская область
(г. Астрахань) Есть* Есть*
Ставропольский край
(г. Ставрополь) В разработке** В разработке**
Адыгея
(г. Майкоп) Нет В разработке**
Калмыкия
(г. Элиста) В разработке** В разработке**
Кабардино-Балкария
(г. Нальчик) Нет В разработке**
Карачаево-Черкесия
(г. Черкесск) Нет В разработке**
Чечня
(г. Грозный) Есть* Есть*
Ингушетия
(г. Магас) Есть* Есть*
Дагестан
(г. Махачкала) Нет В разработке**
Северная Осетия – Алания)
(г. Владикавказ) Нет В разработке**

*под словом «есть» подразумевается «документ разработан» (он может быть официально еще не утвержден)

**под «разработкой» понимается как разработка документа «с нуля», так и корректировка существующего документа

Автор: Сергей САХАРКОВ