Кавказская быль

26/02/2007 - 15:34
Читать u-f.ru на

Глазами очевидца

Для Рамзана Кадырова время спорить ушло в прошлое, сейчас - время решать и действовать.

Я родился в России. Русский дух
Не потому понятен мне, что моден.
Над Родиной смеюсь и плачу вслух,
Как над собой, - других не будет Родин…

В последний день Масленицы – Прощёное воскресенье – и два последующих дня Чеченская Республика выдержала нашествие огромного десанта журналистов: в Грозный и Гудермес съехались более 70 журналистов, представляющих 27 информационных агентств, федеральных и республиканских печатных изданий и электронных средств массовой информации. Местные ребятишки и молодежь как на диковинку смотрели на столь огромное количество людей, вооруженных видео- и фотокамерами, а не более привычными, пока «калашами».

Основные цели звучали так: принять участие в заседании авторитетного «круглого стола» по Стратегии перспективного экономического развития Чечни и, конечно, воочию убедиться в успехах республики на пути ее послевоенного восстановления. На самом деле, целей было гораздо больше, но все они, так или иначе, соприкасались с первыми двумя.

Восточные тонкости

Принимали нас, гостей, разумеется, очень радушно. Было бы удивительно, если бы Кавказ показал какое-то другое отношение к званым гостям. Но даже начать хочется не с этого. Еще на подъездах к Гудермесу, глядя в окна поезда, можно было заметить малоснежную, но абсолютно мирную зимнюю картину, мало чем отличающуюся от предгорий Кубани. Даже маловодная на тот момент Сунжа несла свои воды спокойно и ничем не подтверждала своей «грозной» репутации.

Небольшой, но очень опрятный гудермесский вокзал, встреча с редактором местной газеты «Гумс» Усманом Истамуловым, короткая дорога во вновь отстроенную редакцию. Затем – обед и обстоятельная прогулка по центру… Честно сознаюсь, сколько мы ни путешествовали по Гудермесу, мне так и не удалось найти ни одного подтверждения тому, что по городу прокатилась война, - настолько всё чисто, опрятно, ухожено! Прямо бери и вози на учебу к местным чиновникам большую часть муниципальных глав не самых крупных поселений ЮФО…

Отличия от российской «глубинки», были, конечно, не только в этом. На главном (в центральной части – только пешеходном) проспекте имени Ахмата Кадырова установлен памятник этому героическому человеку, а не Ильичу. Многие дома, административные, культурные, спортивные здания и сооружения украшены полноцветными плакатами с изображениями либо Ахмата-Хаджи, либо Рамзана Кадырова, либо их вместе. Практически над всеми входами изрядно подзабытая в других частях России надпись на русском «Добро пожаловать!»

Вооруженные военные и милиционеры, конечно, на улицах присутствовали. Не скажу, что их было мало, но если бы город ожидал приезда руководителя любого субъекта федерации или всей РФ – их было бы гораздо больше.

На вечерней краткой встрече с гостями в «домашней» атмосфере кафе председатель правительства Чеченской Республики и уже временно исполняющий обязанности президента ЧР представился как «просто Рамзан Ахматович Кадыров». Те из моих коллег, кто встречались с ним на чеченской земле не впервые, искренне приветствовали его и восхищались достигнутыми успехами.

Он же много смеялся, шутил и сделал лишь одно «программное» заявление: «Чеченцы защищают Россию. Некоторым из нас пришлось воевать и доказывать, что мы на правильном пути. Но на территории Чеченской Республики развернулась война России и Чечни против мирового терроризма. Эту войну нам навязали бандиты из-за границы, которые воюют против государственной целостности России, а чеченцы ее защищают».

Вечером мы встречались с несколькими чеченскими семьями – в них очень много поучительного. Пять-шесть-десять человек в семье – для них совершенно нормально. Как и беспрекословное подчинение младших старшим. Как бы ни хотелось поступить иначе, глава семьи (это может быть просто старший по возрасту член семьи или даже уважаемый гость) сказал, значит, надо отдать ему дань уважения – выполнить!

И только тут, наверное, мне стала понятна столь бросающаяся в глаза «портретная эйфория». Слишком долгое время те, кого беззаветно уважали бы чеченцы, федеральный центр и, в общем-то, все более-менее объединенные силы в республике, были совершенно разными людьми. Первым объединителем (на мой взгляд, прекрасно осознававшим, что за объединение своего народа он пожертвует жизнью) стал Ахмат-Хаджи Кадыров. При нем закончилась война, а после его трагической гибели за восстановление республики невиданными темпами взялся его сын. Их обоих действительно чтят, уважают, за ними готовы идти на трудовой и ратный подвиг. Ими в полной мере гордятся, а гордость для чеченца, как и честь, - первейшая ценность… Отсюда портреты…

Два Грозных

Столица республики сегодня производит впечатление не одного, а двух совершенно не похожих друг на друга городов. Первый – тот, о котором пел в своей знаменитой песне Юрий Шевчук, - «Мертвый город хоронит свои голоса…». Это – те страшные «осколки войны» с расстрелянными, разбомбленными, обгоревшими домами, с выбитыми окнами и стенами, с пустырями на месте жилых кварталов. Это – тот Грозный, который неохотно, постепенно, но ежедневно и неминуемо уходит в прошлое, уступая свои позиции прекрасному, комфортному, абсолютно Живому городу, который неудержимо хочет жить и ежечасным кропотливым трудом доказывает свою жажду жизни…

Мы побывали на стадионе «Победа» и печально известной площади Минутка, полюбовались изнутри и снаружи на настоящие мраморные «дворцы» новенького министерства финансов, аэропорта, Дома печати. Причем сроки, за которые «с нуля» было возведено это великолепие, кажутся абсолютно фантастическими: три, четыре, шесть месяцев…

Конечно, нас провели по аккуратным восстановленным кварталам (о них хочется поговорить совершенно отдельно) и по тем, где работы кипят или только едва начались. Мы восхитились равновеликими по красоте и масштабности, находящимися в нескольких минутах езды друг от друга, Главной мечетью республики и Кафедральным Православным Собором. Кстати, Рамзан Кадыров утверждает, что следов войны в республике не останется к концу 2008 года. И, глядя на то, что уже успели сделать за столь короткие сроки, как-то не поворачивается язык сказать вслед за Станиславским - «Не верю!»

А что просим? Да мира и милости к нашему дому!

У многих жителей других регионов России бытуют несколько распространенных стереотипов, сложившихся о Чечне и ее народе. Надо отдать должное нашим СМИ – над созданием «образа врага» они потрудились очень успешно. Согласно этим стереотипам, Чечня – это бездонная бочка, в которую, сколько ни вкладывай денег, все разворуют. О самом же народе еще от Лермонтова повелось говорить: «Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал»… Тем не менее, в республике остались музеи и Льва Толстого, и того же Лермонтова, которые в свое время воевали «со злыми чеченами».

И разгадка этого, на удивление, проста: если уважать их культуру, обычаи, нравы и ценности, то чеченцы очень миролюбивы, радушны и хлебосольны даже с абсолютно незнакомыми людьми. Один из уважаемых местных жителей с нескрываемой гордостью рассказывал мне, что до недавнего времени в большинстве населенных пунктов республики напрочь отсутствовали гостиницы и столовые – каждый считал за честь, увидев чужеземца, встретить, накормить его, предоставить кров! Действительно, зачем тогда нужны гостиницы и столовые?

Чеченцы умеют уважать любой другой народ, его обычаи и ценности, его героев. Например, у них есть памятник русской медсестре, которая во время депортации чеченского народа отказалась бросить своих больных и последовала за ними в ссылку. Совсем недавно одним из самых почитаемых муфтиев в республике был этнический немец, принявший ислам. В одной из семей чеченский парень взял в жены русскую девушку, вскоре началась война, которая унесла его жизнь, а его вдова стала полноправной родной дочерью…

«Своя колея»

Месяц назад состоялось юбилейное, 10-е вручение премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея», присуждаемой за твердость духа и следование своим путем. Одним из трех лауреатов совершенно заслуженно стал директор музея им. Л. Толстого в станице Старогладковская Шелковского района Чечни Хусайн Загибов.

Во время вручения премии явственно было видно, как этот немолодой человек, простой «сельский житель», коренной уроженец Кавказа, страшно волновался и был растроган… Тем, что люди признали и оценили беспримерный гражданский и человеческий подвиг, совершенный Хусайном Загибовым и его односельчанами: через всё лихолетье двух войн они сумели бережно пронести и сохранить доверенный им музей великого русского писателя.

Не потеряли ни одного экспоната, на сходе граждан, который организовал директор музея, постановили сберечь музей и сделали это! Ценой бессонных ночей и круглосуточных дежурств, ценой преодоления страха не только за доверенные духовные ценности, но и собственно за свою жизнь! Наверное, в предчувствии того, что рано или поздно на землю Чеченской Республики вернутся мир, благополучие, стремление к духовному совершенству. И в этой системе ценностей музей Льва Толстого будет несоизмеримо дороже, чем всё оружие, вместе взятое!

Сегодня такое время стремительно наступает. И, видимо, пора менять стереотипы! Республика поднимается из руин, восстанавливается, отстраивается заново. Да, ей на это требуются колоссальные деньги! Планов задумано громадье: восстановить нефтедобычу и глубокую нефтепереработку, всю промышленность и сельское хозяйство, развить горно-климатический туризм, вернуть себе статус одного из крупнейших транспортных узлов Юга России. Разумеется, ликвидировать разруху и безработицу, возродить фундаментальную и прикладную науку, культуру и искусство – всего не перечислить…

Думается, что федеральному центру стоит внимательно прислушаться к настоятельным просьбам руководителей Чеченской Республики о финансировании, и не просто о финансировании, а о своевременном финансировании тех экономических и социальных программ, реализация которых является первостепенной задачей в ходе восстановления Чеченской Республики. Нужны деньги, чтобы воплотить в жизнь непростую задачу, поставленную энергичным, одним из самых молодых премьеров, а теперь и кандидатов в президенты Чеченской Республики, Рамзаном Кадыровым - сделать в ближайшие десятилетия Чеченскую Республику регионом-донором, одним из лучших субъектов федерации! Дай-то Бог!

Ростов-на-Дону – Гудермес – Грозный

Рамзан Кадыров – о главном

(Выдержки из пресс-конференции временно исполняющего обязанности президента Чеченской Республики Р. А. Кадырова, состоявшейся 21 февраля в Грозном.)

Интерфакс: Вы действительно рассчитываете завершить восстановление Грозного к 2008 году?

Р. Кадыров: Впечатляющие итоги прошедшего года и начало нынешнего года дают основания говорить именно об этих сроках. К тому же Президент РФ В. Путин обещал в этом всемерную поддержку, в частности достаточное и, главное, своевременное финансирование.

Радио России: В республике значительный уровень безработицы. Как вы планируете избавиться от нее?

Р. Кадыров: В республике 328 тысяч безработных, или 76 % от всего трудоспособного населения. В этом году, помимо прочего, основной упор будет сделан на развитие местной стройиндустрии. Практически заново будут построены крупнейший на юге России Чири-Юртовский цементный завод, новый современный кирпичный завод, сахарный завод и другие объекты промышленности.

Эти предприятия должны стать флагманами республиканской промышленности, которые дадут дополнительно десятки тысяч рабочих мест. Надо признаться в том, что это не позволит в целом разрешить проблему безработицы, так как ее невозможно решить сиюминутно.

Интерфакс: Ваше мнение по поводу третьего президентского срока В.В. Путина?

Р. Кадыров: Моё мнение – второго такого Президента уже не будет. Это человек, поднявший Россию с колен и сделавший ее действительно великой и могучей. Если россияне хотят быть уверенными в себе и в своей стране, они захотят третий президентский срок.

Эксперт: Вам не кажется, что качество строительных работ отстаёт от количества?

Р. Кадыров: Да, мы порой форсируем темпы строительства, так как нам катастрофически не хватает ни школ, ни больниц, других объектов социальной направленности, а также простого человеческого жилья. Поэтому мы стремимся построить как можно больше. Увы, иногда качество отстает от количества. Заверяю - контроль за качеством будет усилен.

Голос России: Как идёт выплата компенсаций в Чеченской Республике?

Р. Кадыров: Это самый сложный вопрос, которому нет ни конца, ни края. Его можно занести даже в Книгу рекордов Гиннесса. Да, воруют, и немало воруют. Но нет ни одного письменного заявления от пострадавшего лица за вымогательства. Голословное утверждение невозможно подшить к делу.

Автор: Сергей САХАРКОВ