Страна-обманка

02/03/2007 - 19:17
Читать u-f.ru на

Народу проще верить в лучшее будущее, власти приятно его обещать

«Никогда не обещайте женщине ничего конкретного. Говорите о вечной любви, рисуйте воздушные замки, но не вздумайте пригласить ее в кино или в загс – мелочи западают в память». Этот полушутливый совет из старого советского фильма в качестве обязательной инструкции по работе с населением следует выдавать государственным мужам любого уровня. Можно бесконечно множить число национальных проектов или учреждать все новые фонды по поддержке чего-то важного, по содействию чему-то полезному и развитию чего-то отсталого. В конце концов, всякий понимает, что за какой-то год все школы из отсталых не могут превратиться в передовые, коровы не станут давать втрое больше молока, а качество лечения в рядовых казенных медучреждениях не сравняется с уровнем дорогих швейцарских клиник. Только по прошествии длительного времени можно будет говорить о том, сработала ли программа по поддержке материнства и детства или помогло малому бизнесу государственное содействие.

Поэтому чиновник или политик могут курировать подобные проекты и программы безо всякого ущерба для репутации.

И даже, как видно на отдельных примерах, с пользой для себя. Никому не ведомый два года назад Дмитрий Медведев на рекламе национальных проектов заработал у населения 20-процентный рейтинг доверия. И все потому, что продвигал не частное, а общее.

Те, кто в погоне за быстрой славой занимался частностями, например, кинутыми дольщиками, напротив, избрали неверную линию поведения. «Обещания правительства Москвы – сказка для дураков», «Правительство кинуло жертв двойных продаж», «Дольщики устали от пустых обещаний» – лозунги, под которыми митинговали на Славянской площади обманутые соинвесторы строительства жилья, тому доказательство. Пригрозившие всероссийской голодовкой, если власти будут бездействовать и дальше, дольщики особенно критиковали Общественную палату. По словам участников митинга, члены Общественной палаты обещали решить проблему, но так ничего и не сделали. Удивительно в этой истории не то, что никак не помогли частным инвесторам чиновники или «общественники». А то, что, хотя пустыми остаются практически все обещания, которые выдаются властными или околовластными людьми по тому или иному поводу, народ всякий раз падок на любые словесные авансы.

Хотя из раза в раз жизнь показывает, что выдаваемым под влиянием ситуации посулам верить нельзя.

Как правило, ничем заканчиваются и все конъюнктурные проекты и программы. Та же Общественная палата за полтора года своего существования выражала готовность разобраться не только с ситуацией с дольщиками, но и с уплотнительной застройкой, и с дедовщиной в армии. Но каждое начинание заканчивалось самопиаром. Борьба с дедовщиной свелась к делу Сычева (и в данном-то случае ни на исходе судебного процесса, ни на дальнейшей судьбе искалеченного рядового это никак не отразилось). Успехи в борьбе с уплотнительной застройкой ограничиваются одной семьей из Бутова. Ничем кроме создания бессмысленных комиссий не увенчался и крестовый поход против ксенофобии и национализма. Суды выносят один за другим оправдательные или чрезмерно мягкие приговоры молодчикам, калечившим людей иной национальности, а в российских городах продолжают избивать и убивать таджиков и армян, вьетнамцев и африканцев.

Но не только Общественная палата, по большому счету, не имеющая особых возможностей чисто декоративная структура, но и обладающие мощными ресурсами госорганы и обличенные высшей властью люди не в состоянии решить ни одной проблемы. Несмотря на доносящиеся со всех концов страны жалобы на ситуацию с лекарственным обеспечением, на множество выявленных фактов нарушений в этой области, множество случаев махинаций с медикаментами, предназначенными льготникам, не только правительство, но и президент не способны разобраться в этой ситуации. Хотя бы самым простым способом – уволив главу Минздрава Зурабова, об отставке которого умоляет чуть ли не полстраны.

Население в целом или большие его группы могут просить о чем угодно безо всякого результата. Исполнения желаний могут добиться удачливые одиночки вроде ставропольской избирательницы, которая, вовремя пожаловавшись Путину на своего губернатора, добилась высочайшего распоряжения президента о строительстве в селе давно обещанного водопровода. Но водоснабжение или газификация одной деревни – это фактически персональные дела. Удача ставропольской старушки – исключение, счастливый казус, которые характерны для избирательных кампаний.

В повседневной жизни от конкретной реакции на конкретные просьбы граждан проще воздержаться.

К тому же, граждане, несмотря на перманентные обманы чиновников и политиков, все равно продолжают верить в лучшее. Согласно, к примеру, свежему опросу ВЦИОМ, почти 40% населения уверены, что в связи с новыми назначениями «эффективность работы правительства скорее повысится». Хотя ничего внушающего оптимизм о новых назначенцах опрошенные вспомнить не сумели.

Но лучшая вера – слепая вера. А россияне именно ее и демонстрируют.

У 40 % граждан, согласно все тому же ВЦИОМ, за последний год окрепла надежда в лучшее будущее. Зачем такому народу еще что-то обещать?

Редакция

Автор: Сергей САХАРКОВ