Страна восходящего сотрудничества

02/03/2007 - 19:15
Читать u-f.ru на

Завершился официальный визит в Японию премьер-министра России Михаила Фрадкова. По итогам встречи глав правительств двух стран был подписан пакет коммерческих документов, который российская пресса называет беспрецедентным.

В среду завершился официальный двухдневный визит премьер-министра России Михаила Фрадкова в Японию. Стороны много говорили о необходимости диверсификации двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Но в структуре российско-японского сотрудничества еще долгие годы будет доминировать сырьевая направленность, считает РБК daily.

Встречаясь с официальными лицами и представителями деловых кругов Страны восходящего солнца, Михаил Фрадков без устали призывал партнеров не ограничивать торгово-экономические отношения с нашей страной исключительно энергетикой. Премьер увещевал японских инвесторов участвовать в инфраструктурных проектах на российской территории, расширять сотрудничество в сфере транспорта и высоких технологий. Впрочем, относительно энергетики Фрадков делал оговорку: "Эта сфера продолжает оставаться основой сотрудничества, причем очень перспективной".

Как пишет Newsru.com, Россия предложила Японии больше, чем та способна "переварить", и пока на большинство интересующих Россию предложений Япония ответила общими заявлениями о намерениях. Японию в России по-прежнему интересуют ее ресурсы и емкий внутренний рынок сбыта автомобилей и электроники. В среду, в завершающий день официального визита в Японию премьер Михаил Фрадков занимался, по сути, одним главным делом - настоятельно советовал японским бизнесменам инвестировать в Россию, рассказывает "Время Новостей". Причем тактика уговоров, судя по всему, была единственно верной, учитывая то, как японцы привыкли вести бизнес. По свидетельству российских чиновников, для них характерна такая тщательность и щепетильность при проработке проектов, в том числе связанных с проникновением на рынки других стран, что многие "агрессивные" бизнесмены вполне могли бы назвать такое поведение заторможенным и даже неприемлемым в условиях ведения дел в ХХI веке.

Такой бизнес-менталитет сказывается и на решениях, связанных с Россией. Г-н Фрадков, как оказалось, был в курсе. "Компании других стран ведут себя более активно на российском рынке. Очень хотелось бы, чтобы японские компании заняли еще более активную позицию", - заявил г-н Фрадков, выступая на 2-м российско-японском инвестиционном форуме. При этом премьер, что называется, задел за живое, предупредив японцев о возможных потерях прибыли в случае опоздания на российский рынок, конкуренция на котором все более усиливается. "В сегодняшних условиях плюсы работы на российском рынке намного превосходят все минусы. Риски работы в России все еще довольно высоки, но прибыли, которые можно получить при правильной постановке дела, намного превосходят эти риски", - уговаривал японских инвесторов Михаил Фрадков.

В целом же участники российской делегации привезли в Токио такое количество предложений инвестиций (от рыболовной отрасли до высоких технологий), которого хватило бы на пять визитов. По итогам визита конкретные соглашения подписаны лишь по небольшому количеству вопросов, но и этот объем коммерческих документов "Российская газета" называет беспрецедентным. К примеру, Внешэкономбанк привлек кредит на строительство Шереметьево-3. "Транстелеком" заключил соглашение с японской NTT о прокладке опто-волоконного кабеля, который соединит Россию и Японию. "Северсталь-авто" получила в качестве партнера японскую компанию Isuzu, а глава Росатома Сергей Кириенко договорился о подготовке нового соглашения о сотрудничестве в сфере мирного атома - от обогащения урана до атомного машиностроения, пишет "Газета".

В 2006 году российско-японский товарооборот вырос более чем на 35% и составил 13,7 млрд долларов. За три года число японских фирм в Москве выросло в три раза - с 50 до 150. Вслед за пришедшим раньше всех энергобизнесом в Россию потянулись японские компании из обрабатывающих отраслей. Уже в 2008 году начнет выпускать автомашины сборочный завод компании Toyota под Санкт-Петербургом. Свой завод строит и Nissan. Что касается возможностей России, то они видятся прежде всего в вопросах экспорта энергоресурсов. Россия активизирует строительство нефтепровода Сибирь - Дальний Восток. К концу 2008 года трубопровод подойдет к границе с Китаем, затем пойдет дальше на Восток. К 2012 году планируется завершить все работы, включая создание погрузочных терминалов на побережье Японского моря.

В самой важной на сегодняшний день для Японии сфере двусторонних отношений Токио удалось добиться от российских министров обещаний, гарантий и заверений. Что касается газового проекта "Сахалин-2", который в соответствие с планом должен поставлять сжиженный газ в Японию, то здесь российская сторона заверила японцев, что в связи со сменой контролирующего собственника - им стал российский "Газпром" - изменений стратегии поставок не произойдет.

На совместной пресс-конференции после переговоров Михаил Фрадков заявил, что, по его словам, прослеживается "серьезный настрой на расширение и углубление сотрудничества, повышение его эффективности". В свою очередь премьер-министр Японии Синдзо Абэ отметил: "Действуя на основе принятого ранее японо-российского Плана действий, мы смогли за последние три года утроить наш товарооборот. Но это недостаточно, если учесть наши потенциальные возможности. Если говорить об энергетической области, то для развития контактов необходимы усилия и правительства, и частного бизнеса". Кстати, в среду стало известно, что продолжать укреплять отношения в первом полугодии 2007 года в Россию отправится министр иностранных дел Японии.

Елена ДЕНИСОВА

Автор: Сергей САХАРКОВ