Минфиновское несовершенство

13/02/2007 - 11:44
Читать u-f.ru на

Почему областной бюджет и бюджеты муниципальных образований астраханского региона принимаются и исполняются с предельным дефицитом? Что делать в создавшейся ситуации и кто виноват?

В Государственной Думе Российской Федерации работала группа депутатов Государственной Думы Астраханской области. В ее составе были: Председатель Думы А.Б. Клыканов, председатель комитета по бюджетно-финансовой, экономической, налоговой политике и собственности Т.Н. Максимова, председатель комитета по здравоохранению и социальному развитию А.В. Козлов. В состав группы был включен заместитель Председателя Правительства Астраханской области – Министр финансов Астраханской области С.К. Миронов.
О причинах поездки в столицу и ее результатах читателям газеты «Южный Федеральный» рассказывает руководитель делегации Председатель Государственной Думы Астраханской области А.Б. Клыканов.

Астраханская область единственная в Южном федеральном округе, считающаяся регионом-донором. Именно считающаяся, поскольку фактически она таковым не является.

Бюджет области на текущий год принят с максимально возможным дефицитом – 15 процентов, что составляет 1 млрд. 422 млн. рублей. Положение с обеспеченностью финансовыми средствами области очень сложное. Сложное оно не потому, что не растет экономический потенциал Астраханской области или мы плохо собираем налоги. Нет. Экономика развивается. Собираемость налогов у нас одна из самых высоких в Российской Федерации. Но при всем этом область испытывает дефицит финансовых средств.

В подобном положении находятся и многие другие регионы Российской Федерации. Но они получают средства из федерального фонда поддержки регионов, а мы – нет. Происходит это потому, что Минфин считает нашу область в финансовом отношении самодостаточной. Рассчитанные по его методике налоговые ресурсы Астраханской области намного выше фактических. Этот разрыв из года в год увеличивается. В 2007 году он будет равен 6 млрд. рублей. Это - реальный дефицит, который ставит область в весьма тяжелое положение.

Как следствие – областной бюджет и бюджеты муниципальных образований принимаются и исполняются с предельным дефицитом. А ряд важных для социальной сферы и экономики региона расходов не включается в бюджет. Особенно страдают от бюджетной несбалансированности муниципальные образования.

Вывод наших специалистов о несовершенстве Минфиновской методике расчета налоговых ресурсов подтвержден и результатами проверки Счетной Палаты Российской Федерации, которая проводилась в Астраханской области. По результатам проверки состоялась коллегия Счетной Палаты Российской Федерации. В адрес Правительства Российской Федерации было направлено предложение об оказании Астраханской области финансовой поддержки в больших объемах.

С 2008 года бюджеты всех уровней будут приниматься на три года. Мы не можем допустить, чтобы при формировании федерального бюджета отношение федерального центра к финансовым проблемам Астраханской области оставалось прежним. Если это произойдет, положение ухудшится, нам будет отведена роль просителей. Поэтому было принято решение обсудить создавшееся положение с руководителями Государственной Думы Российской Федерации.

Перед поездкой в Москву сделан анализ межбюджетных связей с федеральным центром Астраханской области и других регионов, которые по объективным характеристикам сопоставимы с нашей областью. Выяснилось, что другие регионы, фактически наши близнецы получают несравнимо большую финансовую поддержку из федерального центра. Этот анализ и был предметом разговора в Государственной Думе Российской Федерации.
В ее стенах мы встречались с заместителем Председателя Государственной Думы Российской Федерации, первым заместителем руководителя фракции "Единая Россия", членом комитета по бюджету и налогам В.А. Пехтиным, председателем комитета по бюджету и налогам Ю.В. Васильевым, председателем комитета по делам Федерации и региональной политике В.И. Гришиным, председателем комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям М.Л. Шаккумом, председателем комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Е.А. Федоровым, заместителем председателя комитета по бюджету и налогам Н.С. Максимовой, другими депутатами Государственной Думы Российской Федерации.

Фактами и цифрами мы убеждали собеседников в том, что область нуждается не 500 млн. рублей дотации в текущем году, как это предусмотрено федеральным бюджетом, а, как минимум, в трех миллиардах рублей. Повторюсь – это минимум.

Наши доводы были встречены с пониманием, граничащим с сочувствием. Мы были услышаны, заручились поддержкой депутатов. Очень важно, что такой разговор состоялся сейчас, накануне начала формирования федерального бюджета на 2008 – 2010 годы.

Далек от мысли считать, что вопрос окончательно решен и Астраханская область получит из федерального бюджета так необходимые нам три миллиарда рублей. Предстоит аналогичная работа в Правительстве Российской Федерации, в частности, в Министерстве финансов России, в Совете Федерации. Но, как говориться, лед тронулся, справедливость должна восторжествовать. Решение проблемы депутаты Государственной Думы Астраханской области с контроля не снимают.

Автор: Сергей САХАРКОВ