ЗАЧЕМ РЕЖИССЕРУ ДИРЕКТОРСКОЕ КРЕСЛО

12/02/2007 - 15:03
Читать u-f.ru на

«Моя новая должность – не самоцель, а новые творческие перспективы» - утверждает главный режиссер Ростовского академического театра драмы, народный артист России Николай СОРОКИН, ставший недавно еще и директором своего родного театра.

- Давайте сразу очертим и закроем этот вопрос, - просит Николай Евгеньевич. – Меня даже несколько удивляет, что такой факт, как мое назначение одновременно и директором театра, вызывает больший интерес, чем творческие планы коллектива. Был конкурс, я представил свою программу, ее признали лучшей. И это не удивительно – кто же, как не творческий руководитель, лучше знает задачи и проблемы театра и пути их решения? Тем более в последние годы обстоятельства складывались так, что мне приходилось много заниматься экономикой, и опыт у меня в этом вопросе накопился немалый. Да и в том, что вожжи театральной упряжки – в одних руках, ничего удивительного и нового нет. Мы же не удивляемся, что единолично возглавляют свои театры Марк Захаров, Олег Табаков, Галина Волчек. Да зачем далеко ходить – успехи Ростовского музыкального театра последних лет, на мой взгляд, во многом связаны тем, что всю его деятельность возглавляет один человек. Да и сама проблема этих двух должностей в определенной мере чисто формальная. Просто такое положение записано в уставе нашего театра. Сейчас мы готовим документы по изменению устава, и во главе театра будут стоять не директор и главный режиссер, а художественный руководитель, определяющий всю его политику. Это общепринятая практика ведущих театров.

- Спасибо за исчерпывающее объяснение, и давайте перейдем к творческим планам.

- В этом сезоне мы взяли серьезный старт, осваивая три сцены. К главной нашей сцене добавился малый зал – зал Союза театральных деятелей, отреставрирован благодаря поддержке губернатора Ростовской области Владимира Федоровича Чуба, который выделил средства для СТД, частью своих средств в этот ремонт вошел и театр.

Ряд спектаклей мы переводим на ту сцену. Подход у нас такой: например, заполняемость большого зала стала падать, но мы видим, что интерес к спектаклю еще есть. Что ж, мы будем играть его на малой сцене, в уютном зале на 350 мест.

- Не мало ли?

- Мы, ростовчане, по сравнению со зрителями многих городов несколько избалованы, мы привыкли к впечатляющим размерам залов наших театров – драматического, музыкального, молодежного, филармонии. А вот, скажем, в Москве немало достаточно известных трупп, имеющих залы на 200-250 мест и гордо именующих себя столичными театрами.

На малой сцене уже в ближайшие дни мы начинаем осуществлять реализацию проекта «Молодые – молодым». 16 февраля здесь состоится премьера спектакля по пьесе Александра Николаевича Островского «На бойком месте». В этом спектакле в основном будут играть наши студенты четвертого курса актерского отделения Ростовского филиала Санкт-Петербургского университета культуры. Все они практически уже дебютировали на нашей сцене, но самостоятельно будут играть впервые. Поэтому, ставя этот спектакль, я для укрепления состава и исполнения возрастных ролей ввел в ансамбль несколько опытных артистов. Но все основные роли исполнит молодежь. Так же, как и в постановке пьесы Василия Шукшина «А поутру они проснулись», которую ставит на той же малой сцене Валерий Воронин. Спектакль будет называться «Страсти по Ивану» и премьера его запланирована на 6 марта.

Мы не случайно обратились к такой прекрасной русской литературе, как Шукшин и Островский. Ведь наша программа «Молодые – молодым», проходит в рамках начавшегося в России Года русского языка. В развитие этой темы мы планируем и постановку известных и любимых в свое время российскими зрителями водевилей Владимира Александровича Соллогуба «Беда от нежного сердца» и Ивана Андреевича Крылова «Урок дочкам». Надеемся, что это будет традиционно яркое, эмоциональное зрелище. Как видите, хоть сцена и малая, но нагрузка на нее вовсе не малая.

Свою нишу в репертуаре занимают и спектакли, идущие на экспериментальной сцене «Закулисье», где пробуют свои силы в режиссуре молодые постановщики и актеры театра.

Идут репетиции и на главной сцене театра. Не скрою, что проект этот мы готовим с определенным коммерческим интересом. Это будет как бы вторая серия с успехом идущей у нас пьесы английского автора Р. Куни «Люкс № 13». А эта его же пьеса называется «Смешные деньги». Пока что она идет только в Москве, в театре у Константина Райкина, и показалась мне очень интересной. Спектакль ставит московский режиссер, выпускник мастерской Марка Анатольевича Захарова, Дмитрий Изместьев.

В конце апреля приезжает режиссер из Петербурга Наталья Владимировна Леонова, которая будет ставить зарубежную пьесу, сейчас выбираем, какую.

- Перед началом сезона вы упоминали о еще одной задумке…

- И очень надеюсь, что она воплотится в интересный и зрелищный спектакль. Это пьеса «Тигран Великий», о выдающемся государственном деятеле первого века до нашей эры, объединившем армянские земли в мощное царство, соперничавшее с Римом и Парфией. Тема эта выбрана не случайно. В нынешнем году исполняется 70 лет Ростовской области, а трудолюбивые донские армяне внесли большой вклад в ее развитие. Спектакль задуман красочным, масштабным, как говорится на театральном языке, «костюмным», с большим числом актеров. И, соответственно, достаточно дорогим. Но уже многие представители армянской диаспоры выразили готовность помочь театру, и я надеюсь, что этот проект состоится уже в этом сезоне.

- У вас была еще одна мечта - вновь поставить пьесу Эдварда Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки».

- Да, почти четверть века назад я играл в ней молодого римского императора Нерона, а теперь хотел бы сыграть его наставника, философа Сенеку. Но, увы, скорее всего пока придется его отложить. Директорские обязанности так или иначе значительно расширили круг забот.

Автор: Сергей САХАРКОВ