В борьбе с кибертерроризмом. Международное право значительно отстает от информационных угроз

05/02/2007 - 19:00
Читать u-f.ru на

Статья директора Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России А.И.Антонова “В борьбе с кибертерроризмом. Международное право значительно отстает от информационных угроз”, опубликованная в газете “НГ-Дипкурьер” 5 февраля 2007 года

61-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН подавляющим большинством голосов приняла российский проект резолюции “Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности”. Цель наших усилий на этом направлении в ООН - не допустить втягивания человечества в очередной виток гонки вооружений на качественно новом технологическом уровне, сохранить ресурсы и финансы в интересах развития, а также пресечь использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях, противоречащих интересам безопасности государств.
Необходимость подобной работы обусловлена тем, что наряду с преимуществами, которые предоставляют международному сообществу новейшие ИКТ, возникают и нарастают угрозы международной информационной безопасности (МИБ). Они связаны с высокой сложностью и одновременно уязвимостью всех систем, на которых базируются национальное, региональные и мировое информационные пространства, а также фундаментальной зависимостью от их стабильного функционирования практически всех инфраструктур государств, в том числе критически важных. Появились возможности использования ИКТ в целях, несовместимых с задачами поддержания международной стабильности и безопасности, соблюдения принципов отказа от применения силы, невмешательства во внутренние дела государств, уважения прав и свобод человека.

Особые опасения в этом плане вызывают разработка, применение и распространение так называемого “информационного оружия”, в результате которых становятся возможны информационные войны, способные вызвать разрушительные мировые катастрофы.
Специфика военно-политических угроз в информационной сфере заключается в том, что при враждебном использовании ИКТ речь не идет о применении оружия в его традиционном понимании, поскольку ИКТ в основном являются гражданскими технологиями или технологиями двойного назначения. Тем не менее последствия их враждебного использования могут быть сопоставимы по своим масштабам с ущербом от применения “классического” оружия и даже оружия массового уничтожения.

В настоящее время происходит трансформация всей военной информационной архитектуры: наблюдается “информатизация” традиционных вооруженных сил и “интеллектуализация” вооружений. Информация становится центральным элементом организации военных операций и управления ими. Достижение превосходства в информационном противоборстве может предопределить исход военного противоборства в целом, причем без осуществления традиционных боевых операций, только за счет применения ИКТ.

Использование информационного оружия может не вызывать разрушения объектов физической инфраструктуры и гибели людей. Жертва подчас может не осознавать, что находится под информационным воздействием. Тем не менее в результате таких действий происходит ослабление противника, и война может быть выиграна до ее начала.

Информационная война может быть экономичным и, следовательно, весьма опасным средством вооруженной борьбы. Информоружие не знает географических расстояний, оно подрывает традиционное понятие государственных границ, делая их технологически проницаемыми. Его применение носит обезличенный характер и позволяет замаскировать разрушительную по своим масштабам информационную операцию, проведенную государством, под киберпреступление, например, в виде нападения хакера, или акт кибертерроризма, реализованный международными террористами. Одновременно трудно определить государство, осуществившее информационную атаку, поскольку агрессия может реализовываться с территории третьих стран.
Активизируется киберпреступность, которая в настоящее время представляет собой серьезную общественную опасность и может угрожать безопасности государств и мирового сообщества в целом. Несмотря на усилия правоохранительных органов, направленные на борьбу с киберпреступностью, число преступных актов с использованием ИКТ постоянно увеличивается. Каждый год в мире фиксируются сотни тысяч попыток несанкционированного вмешательства в государственные, военные, банковские, корпоративные компьютерные системы, компьютеры отдельных пользователей. Хакерство становится все более глобальным, масштабным по техническим (количество зараженных компьютеров), экономическим (замедление Интернета, сбои в работе сайтов, в том числе электронной торговли, банковских и биржевых транзакций), а также возможным политическим последствиям (участившиеся успешные проникновения в сети государственных министерств и ведомств, в том числе оборонных).
Меняется облик терроризма, о чем наглядно свидетельствует появление так называемого кибертерроризма. Анализ ставших известными кибератак показывает, что ИКТ уже освоены международными террористическими и экстремистскими организациями и национальными сепаратистскими движениями.
ИКТ предоставляют террористам возможность скрытно, планомерно и эффективно воздействовать на индивидуальное и массовое сознание, общественное мнение, процессы принятия решений; распространять информацию для вербовки в свои ряды новых членов, пропаганды собственных идей; осуществлять сбор денежных средств для финансирования своей деятельности проводить дезинформацию; вызывать панику, а также непосредственно совершать террористические акты.

ИКТ позволяют террористическим группам, большинство из которых имеют в настоящее время сетевую организационную структуру, эффективно и скрытно осуществлять взаимодействие между ее разрозненными ячейками и отдельными членами, проводить сбор информации о будущих целях.

Угрозы МИБ военно-политического, преступного и террористического характера являются серьезной угрозой для безопасности отдельных государств, региональной и международной безопасности и стабильности. Они приобретают особую остроту в связи со значительным отставанием международного права от стремительно появляющихся информационных угроз, отсутствием или недостаточностью существующих международно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере информационной безопасности, и многосторонних механизмов обеспечения международной информационной безопасности.

Глобальный характер современных угроз, в том числе угроз международной информационной безопасности, доказывает, что безопасность в современном мире неделима и, следовательно, борьба с такими угрозами должна быть коллективной. Российский проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по МИБ составлен с учетом этого понимания. Он направлен на содействие рассмотрению на многостороннем уровне существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности, а также изучение концепций укрепления безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем.

За российский документ высказались 176 государств. Против были только США. В число соавторов проекта вошли наши партнеры по Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества, а также ряд других государств.

Резолюция 61/54 подтверждает решение ГА ООН о создании в 2009 году Группы правительственных экспертов по МИБ. Она призвана продолжить исследование проблематики международной информационной безопасности во всех ее аспектах и изучение возможных совместных мер по устранению угроз в этой сфере.

С сайта МИД России, 5 февраля 2007 года

А.И. АНТОНОВ

Автор: Сергей САХАРКОВ