Париж рад новому свиданию с Большим театром

08/01/2008 - 14:54
Читать u-f.ru на

Об этом заявила в связи с начавшимися во Франции гастролями Большого театра руководитель балетной труппы Национальной оперы Парижа Брижит Лефевр. В интервью корр.ИТАР-ТАСС в Париже Дмитрию Горохову она высказала свою точку зрения на развитие балетного искусства в современном мире.

ВОПРОС: Госпожа Лефевр! После четырехлетнего перерыва Большой снова в Париже. Какое значение Вы придаете этим новым гастролям?

ОТВЕТ: Мы рады этому рандеву со знаменитой труппой. У наших двух театров много общего, ведь оба они опираются на великие традиции. Я по-настоящему счастлива, что могу представить парижанам такой балет, как "Спартак", и высоко ценю то уважение, с которым Большой относится к своему грандиозному наследию.

Мне также импонирует внимание театра к таким уже несколько забытым балетам, как "Корсар", которым открылись нынешние гастроли. Новая постановка отмечена уважительным и бережным отношением к оригиналу.
Наконец, современное пополнение репертуара – "Игра в карты" на музыку Стравинского в постановке моего российского визави, руководителя балета Большого Алексея Ратманского и "Пиковая дама" в балетной версии выдающегося французского хореографа Ролана Пети. Третий акт "Баядерки" - один из самых сложных в исполнении для артистов, и его присутствие в программе уже само по себе говорит о возможностях театра.
Все это ясно показывает: Большой - это труппа, которая продолжает развиваться. Кстати, Алексей Ратманский возглавил балет уже после прошлых парижских гастролей, проходивших четыре года назад, и его назначение также подтверждает, что знаменитый театр – в движении.

ВОПРОС: Что Вы думаете о традициях и новом поколении артистов Большого?

ОТВЕТ: Эту задачу решает каждый крупный театр. Если бы мы не опирались на наше наследие, то не были бы там, где находимся сегодня. Но если сосредоточиться только на традициях и не продвигаться вперед, мы не окажемся на высоте тех требований, которые предъявляет публика к знаменитым труппам.
Необходимо поэтому, не отказываясь от опыта прошлого, присоединять новое, дополнять так, чтобы театр отражал дух времени и естественную эволюцию. Ведь сегодняшние молодые мужчины и женщины не такие, что были 100 или 200 лет назад.
И, разумеется, искусства не бывает без риска. Именно риск - в позитивном смысле - создает артиста. Вами могут восхищаться или критиковать, но искусство должно стимулировать, быть живым. Это очень важно. Работа, стиль и риск обеспечивают движение.

ВОПРОС. Как Вы оцениваете современные отношения между балетными труппами Большого театра и Национальной оперы?

ОТВЕТ: Мы считаем, что наши отношения - не брак по расчету, а история любви. Как вы знаете, балетная труппа Большого была в Париже много раз: в 2004 году, 1991 году и в предшествовавшие годы. И мы надеемся видеть ее вновь.
Разумеется, Большой выезжает не только в Париж, а мы, в свою очередь, приглашаем также и другие труппы. Но у нас привилегированные отношения друзей, а друзья радуются, когда принимают друг друга. Я восхищаюсь проектами генерального директора Большого театра Анатолия Иксанова, замыслами Алексея Ратманского. Мы хотим знакомить с этой работой парижскую публику.

ВОПРОС: Времена меняются, но искусство балета все также популярно, как сто или даже двести лет назад. Как объяснить эту магию танца?

ОТВЕТ: Танец – искусство века. Об этом говорил Морис Бежар, которого мы потеряли в прошлом году. И я согласна с великим мастером: искусство танца чрезвычайно важно в различных формах.
Актеры балета работают с максимальной отдачей, и именно для этого в очень молодом возрасте проходят обучение - в физическом, артистическом, ментальном, духовном плане.
Думаю, что публика сегодня интересуется танцем больше чем когда-либо. Она знакомится с различной эстетикой, большим классическим балетом, работой сегодняшних хореографов, с тем, что создали в своих студиях Большой театр, Парижская Опера, другие труппы. На этой огромной сцене необычайное, таинственное искусство танца встречается с большой аудиторией.
Я очень люблю танец и знаю, что иногда публика может испытывать робость, думать, что это искусство только для специалистов. На мой взгляд, только балет обеспечивает зрителям такую отдачу: музыка, красота декораций, разнообразие выразительных форм… Это искусство соединяет столь многое.

ВОПРОС: Мы в самом начале года. Каковы личные пожелания главы французского балета миру танца?

ОТВЕТ: Я хочу более активного внимания к балету со стороны ваших коллег. Это было бы в интересах публики. Необходимо, чтобы о танце больше говорило телевидение, чтобы оно чаще предоставляло слово его солистам. Ведь балетным артистам есть что сказать. Даже если они мэтры молчания.

Автор: Сергей САХАРКОВ