Итоги заседания Комиссии по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО

21/12/2007 - 15:54
Читать u-f.ru на

20 декабря в г. Москве под председательством полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Григория Рапоты состоялось заседание Комиссии по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО. В нём приняли участие: министр регионального развития РФ Дмитрий Козак, Губернатор Александр Черногоров, главы регионов ЮФО.
Первым обсуждался вопрос о развитии транспортной инфраструктуры на Юге России и реализации межрегиональных проектов в транспортной сфере.
Некоторые проекты транспортной сферы, имеющие особое значение для Ставропольского края и прилегающих к нему регионов.
Первое. Ставрополье выиграло право создания на своей территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Кавказские Минеральные Воды», и потому актуализируется задача организации скоростных пригородных железнодорожных перевозок на участке «Кисловодск – Аэропорт Минеральные Воды».
Это повысит качество обслуживания пассажиров и позволит гостям и жителям Кавминвод осуществлять сообщение с другими регионами наиболее удобным и быстрым способом.
Уже сейчас аэропорт Минеральные Воды ежегодно принимает до 450 тыс. пассажиров, для которых будет расширен комплекс предоставляемых услуг при использовании для поездки на курорты интегрированного транспорта.
Кроме того, по экспертным оценкам, организация скоростных пригородных железнодорожных перевозок повысит уровень безопасности перемещения пассажиров, снизит убыточность пригородных железнодорожных перевозок.
Планируемый объем инвестиций по данному мероприятию в ценах 2006 года составляет 2 миллиарда рублей (без НДС).
Край также выходил с инициативой на руководство акционерного общества «Российские железные дороги» о включении данного проекта в стратегию развития «РЖД» до 2030 года.
Второе. Одним из проблемных для региона вопросов является отсутствие прямого железнодорожного сообщения административной столицы края города Ставрополя с главными артериями железнодорожной сети (дорогами главного хода).
Эту проблему могло бы решить строительство участка железной дороги Невинномысск – Ставрополь, что также попутно будет стимулировать развитие аэропорта Ставрополь и позволит разгрузить участок автомобильной дороги «Кавказ» (М-29). Речь идёт об отрезке в 45 километров и объёме вложений – 2,5 млрд. рублей.
Третье. Край не оставляет надежд на реализацию стратегического для региона транспортного проекта – соединения курортов Кавказских Минеральных Вод с курортами Черноморского побережья. Это имеет важное значение и ввиду создания в регионе туристско-рекреационной экономической зоны, и ввиду Олимпийского будущего Сочи.
Проект железнодорожной линии Кисловодск – Адлер разработан ещё в середине прошлого века. Протяженность ветки в несколько раз меньше существующих железнодорожных маршрутов и ориентировочно составит 250 километров. А. Черногоров считает необходимым вернуться к этой нереализованной идее, о чём он и сказал на совещании.
Последним обозначенным проектом стал аэропорт Ставрополь, который в настоящее время является филиалом федерального государственного унитарного авиапредприятия «Кавминводыавиа».
Часть проблем, связанных с задачей сохранения аэропортом «Ставрополь» статуса международного, авиапредприятие с участием Правительства Ставропольского края решает за счет собственных средств и средств краевого бюджета. Некоторые работы выполнялись в рамках федеральной целевой программы за счет федеральных бюджетных средств.
Так, за период 2003-2006 годы проведена реконструкция водоотводно-дренажной системы, установлены новое светосигнальное и метеорологическое оборудование, а также системы посадки, позволяющие выполнять полеты по I категории ИКАО.
Однако, учитывая то, что парк воздушных судов российских авиакомпаний пополняется самолетами нового поколения, в том числе типа ТУ-204, в аэропорту «Ставрополь» необходимо провести работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона.
Подготовлен соответствующий проект обоснований инвестиций, который получил положительное заключение в Главгосэкспертизе. Направлена бюджетная заявка в Федеральное агентство воздушного транспорта для включения этого объекта в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» на 2008 год.
Стоимость реконструкции взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона составляет около 698 млн. рублей.
Кроме того, для нормального функционирования аэропорта необходимо: строительство нового международного пассажирского терминала пропускной способностью 300-350 пассажиров в час, грузового склада, перрона под пассажирский терминал, замена котла и наружных коммуникаций, строительство нового водопровода от города Михайловска, проведение оптоволоконной связи и так далее. Обоснование инвестиций по этим работам будет готово в самое ближайшее время. Это ещё в пределах 800 млн. рублей.
Губернатор обратился в адрес Министерства транспорта РФ с просьбой поддержать заявки Ставропольского края и оказать содействие по включению реконструкции аэропорта «Ставрополь» в объеме 1,5 млрд. рублей в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».
Кроме того, он в очередной раз поднял проблему необходимости тщательной проработки проекта «Евразия» (соединения Каспийского и Чёрного морей каналом).

Вторым был рассмотрен вопрос о развитии малого и среднего предпринимательства и мерах его государственной поддержки.
В Ставропольском крае, в результате проводимой органами власти политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства, малый бизнес края в настоящее время представляет эффективно развивающийся сектор экономики, во многом обеспечивающий успешное решение социально-политических и финансово-экономических задач.
Так, количество малых предприятий в крае увеличилось с 7,1 тыс. в 2001 году до 12 тыс. – в 2007 году, то есть ежегодный прирост составил около 9%. За этот же период среднесписочная численность работников малых предприятий возросла с 87,4 до 161,1 тыс. человек, или на 84%.
Устойчиво растет оборот малых предприятий, при этом наиболее высокие темпы роста производства – в промышленных отраслях, строительстве, торговле и общественном питании.
В рамках системной целенаправленной работы по развитию и поддержке малого предпринимательства в Ставропольском крае были реализованы две, а с 2006 года реализуется третья среднесрочная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства. За три года на её реализацию только за счет средств бюджета Ставропольского края направляется более 54 млн. рублей.
Ощутимую эффективность даёт субсидирование банковских ставок по инвестиционным кредитам для малого предпринимательства из бюджета Ставропольского края. В целом за годы действия механизма субсидирования в крае около 34% всех поддержанных инвестиционных проектов приходится на долю субъектов малого предпринимательства. Приоритет отдается инвестиционным проектам, которые реализуются в различных отраслях промышленности (это 55% от общего количества инвестиционных проектов).
Вместе с тем, далеко не все субъекты малого бизнеса имеют возможность воспользоваться банковскими кредитными ресурсами, особенно это касается начинающих предпринимателей. И потому в число актуальных задач выдвигается задача развития небанковского финансирования малого бизнеса.
В крае за счёт бюджетных средств реализованы проекты развития четырёх кредитных потребительских кооперативов на сумму около двух миллионов рублей в городах Ставрополе, Пятигорске и Ипатовском муниципальном районе. Создана сеть из 60 филиалов и представительств этих кооперативов в муниципальных образованиях Ставропольского края, с числом пайщиков более двух тысяч человек. Если в 2003 году кооперативами предоставлены микрокредиты на сумму 41 млн. рублей, в 2004 году – чуть более ста миллионов рублей, то в 2005 году объёмы микрокредитования превысили 350 млн. рублей, а в 2006-м составили 1 млрд. рублей.
Кроме того, в рамках реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» предусматривалось создать одиннадцать сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 4 кредитных. Фактически же было создано 46, из них 11 – кредитных. Привлечено 720 млн. рублей кредитных ресурсов (по 3568 договорам).
Немало сделано в Ставропольском крае по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и общественных объединений предпринимателей, преодолению административных барьеров в развитии предпринимательства, обеспечению постоянного диалога бизнеса и власти.
В крае намерены и дальше усиливать эту работу, вместе с тем Губернатор видит необходимость принятия ряда мер, содействующих развитию предпринимательства. Прежде всего, речь идёт об уточнениях в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.
В частности, по его мнению, необходимо чётко прописать механизмы предоставления налоговых льгот субъектам малого и среднего предпринимательства, создания фондов имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. А также относительно предоставления льгот при выделении земельных участков, приватизации арендуемых нежилых помещений, исполнения государственных и муниципальных заказов, применения контрольно-кассовой техники, упрощения отчётности.
Для обеспечения решения существующих проблем в сфере малого и среднего предпринимательства краевое Правительство считает необходимым:
• сформировать единую электронную информационную систему по развитию малого и среднего предпринимательства; провести сплошное статистическое исследование малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации и выработать механизмы сбора информации об их деятельности;
• обеспечить вовлечение малого и среднего бизнеса в работу по реализации приоритетных национальных проектов; а также активное участие субъектов малого и среднего предпринимательства в выполнении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
• в целях поддержки и развития малого и среднего инновационного предпринимательства рассмотреть предложение о введении налоговых каникул для малых и средних инновационных предприятий на период развития, сроком на три – пять лет.
Данные предложения были включены по инициативе А. Черногорова в протокол заседания Комиссии.

Автор: Сергей САХАРКОВ