«Максютагейт» набирает обороты. Волгоград захлестнули криминальные скандалы.

19/12/2007 - 11:12
Читать u-f.ru на

В Волгоградской области началась новая «криминальная эпидемия», которую злые языки уже называют «Максютагейтом». Органами прокуратуры и УФСБ расследуются нескольких уголовных дел, фигурантами по которым выступают чиновники областной администрации. Активность следственных органов, по оценкам местных наблюдателей, может иметь непредсказуемые последствия для главы региона Николая Максюты.

В конце минувшей недели губернатор Волгоградской области давал показания в Центральном суде города Волгограда. Николай Максюта был допрошен в качестве свидетеля по так называемому «делу Цукрука». Генерал-лейтенант Михаил Цукрук, возглавлявший до мая 2007 года ГУВД области, теперь обвиняется в злоупотреблении должностным положением и в совершении незаконных сделок. Максюте, в частности, пришлось давать в суде разъяснения по фактам приобретения дорогостоящих иномарок из средств, предназначенных для покупки автотранспорта для милиции общественной безопасности Волгоградской области.

Во время допроса губернатор заявил, что начальник ГУВД генерал Михаил Цукрук в 2006 году обращался к нему с просьбой выделить дополнительные 5 млн рублей для покупки автомобилей экстра-класса. Цукрук объяснял необходимость их приобретения вопросами безопасности эскорта губернатора и требованиями протокола. Максюта заявил, что отказал начальнику ГУВД, потому что необходимости в покупке дорогостоящих иномарок не было, а, кроме того, деньги в размере 94 млн рублей на покупку автомобилей для нужд милиции общественной безопасности уже были выделены из областного бюджета.

Тем не менее, дорогостоящий джип на бюджетные деньги был куплен. Согласно заключению прокуратуры, ГУВД Волгоградской области 17 марта 2006 года заключило контракт с ООО «Мир техники» на покупку автомобиля Toyota Land Cruiser–100 VX. Цена контракта составила 2 млн 720 тыс. рублей. Первоначальная стоимость автомобиля, впрочем, определялась в 2 млн 39 тыс. 500 рублей (за такую цену его купила фирма «Мир техники» у московского ООО «СП БИЗНЕС КАР»). Однако затем стоимость машины начала стремительно расти: на джип было установлено дополнительное оборудование на сумму почти в полмиллиона рублей, кроме того, фирма «Мир техники» включила в стоимость Toyota Land Cruiser–100 VX и прибыль предприятия в размере 212 тыс. рублей. В результате областной бюджет оплатил дорогую машину из средств, предназначенных на содержание милиции общественной безопасности.

На заседании суда 14 декабря Михаил Цукрук заявил, что часть вменяемых ему нарушений закона была вызвана спешкой при подготовке волгоградских властей к визиту Президента РФ Владимира Путина в феврале 2006 года. По словам защитников генерала, существует строгий регламент, который до мелочей прописывает техническое состояние автомобилей милицейского сопровождения при встрече губернатора и президента страны. В ГУВД на тот момент не было машин, которые бы соответствовали этим требованиям, поэтому Михаил Цукрук, выполняя нормативные предписания, подал в областную администрацию ходатайство о закупке автомобилей соответствующего представительского класса. При этом адвокаты Цукрука подчеркивают, что ни у подсудимого генерала, ни у ГУВД не было в этом личной или служебной необходимости. «В этом косвенно была заинтересована областная администрация, поэтому губернатора и вызвали в суд», – заявил в интервью волгоградским СМИ адвокат Михаила Цукрука Сергей Прибылев.

Таким образом, в «деле Цукрука» появился неожиданный поворот: руководителей областной администрации фактически обвинили в том, что они спровоцировали руководство ГУВД на проведение незаконной дорогостоящей автомобильной сделки, поскольку регион оказался не готов к торжественной встрече Президента Владимира Путина. Примечательно, что сразу после допроса губернатора на некоторых волгоградских сайтах появились фотографии с этого судебного заседания, где Николай Максюта оказался снят на фоне тюремной клетки.

Одновременно с «автомобильным поворотом» в деле генерала Цукрука чиновников администрации Николая Максюты пригласили на допрос в органы прокуратуры по другому «автомобильному делу», связанному уже с футбольным клубом «Ротор». На минувшей неделе сотрудники областного Следственного комитета допросили работников комитета экономики и комитета по спорту администрации Волгоградской области. Допросы были поведены в рамках расследования уголовного дела по факту хищения свыше 56 миллионов рублей, выделенных из регионального бюджета футбольному клубу «Ротор». Дело, которое уже окрестили «футбольным», возбудил 5 декабря Следственный комитет прокуратуры Волгоградской области по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

Предметом интереса силовиков стали два эпизода незаконного расходования бюджетных средств, выделенных «Ротору» областной администрацией в рамках разработанной властями региона программы «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области». Прежде всего внимание следователей привлекла история с приобретением клубом двух автобусов «Мерседес». По версии силовиков, руководство клуба «Ротор» «путем обмана» купило их на бюджетные деньги по цене, завышенной более чем в пять раз (за автобусы было заплачено почти 17 миллионов рублей). Второй эпизод связан с компенсацией расходов созданной при клубе общественной организации, вкладывавшей средства в реконструкцию Центрального стадиона Волгограда. По мнению следователей, в конце 2006 года эта организация под видом компенсации незаконно получила 56,5 миллиона рублей из бюджета, которые позже «руководством Волгоградской общественной организации ФК «Ротор» и Волгоградской общественной организации СК (спортивный клуб) «Ротор» были обналичены и похищены».

В «футбольном деле» практически сразу объявился «губернаторский след». Комментируя волгоградским журналистам коммерческие эпизоды, которые заинтересовали следствие, вице-президент ФК «Ротор» Сергей Забеднов отметил, что все покупки автобусов «Мерседес» и цена на них были согласованы с комитетом экономики и комитетом по физкультуре и спорту администрации Волгоградской области. «Комитет экономики нам разрешил провести сделку, без конкурса, как у единственного источника», – заявил Сергей Забеднов. Более того, по словам Забеднова, в курсе этих покупок был даже губернатор Николай Максюта. Заявление вице-президента «Ротора» дало основание местным наблюдателям утверждать, что в ходе расследования «футбольного» уголовного дела в него могут быть втянуты и руководители администрации Волгоградской области. Кстати, по данным комитета по физкультуре и спорту обладминистрации, клуб «Ротор» уже в 2007 году получил из бюджета 118 миллионов рублей.

Третьим громким криминальным эпизодом, ударившим по репутации волгоградского губернатора, стало задержание сразу двух высокопоставленных чиновников областной администрации по обвинению в получении взятки. Заместитель председателя комитета по делам национальностей Волгоградской областной администрации Олег Бородин был задержан при получении 47 тыс. рублей от сотрудника строительной площадки турецкой компании «Энка Иншаат Ве Санайи Аноним Ширкети». Бородина взяли с поличным в ходе совместной операции сотрудники УФСБ по Волгоградской области и волгоградского Управления следственного комитета при прокуратуре РФ. В тот же день чекистами был задержан и Алексей Суслов, заместитель начальника управления общественных связей администрации Волгоградской области. Сегодня Бородин и Суслов являются фигурантами уголовного дела № 509405, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ст. 290 ч. 4 п. «а» УК РФ (получение взятки).

Следствие располагает сведениями о том, что в июне 2007 года Суслов и Бородин, являющиеся членами Межведомственной комиссии по реализации единой государственной миграционной политики на территории Волгоградской области, потребовали от помощника начальника строительной площадки компании «Энка Иншаат Ве Санайи Аноним Ширкети» взятку в размере 175 тыс. рублей за выделение турецкой фирме дополнительных квот на использование иностранной рабочей силы на территории региона.

Собеседники в правоохранительных органах Волгограда не исключают, что Суслов и Бородин были лишь звеньями в коррупционной цепочке внутри областной администрации. В пользу этой версии говорит то, что Бородин и Суслов, являясь только рядовыми членами Межведомственной комиссии по реализации миграционной политики, не могли самостоятельно гарантировать принятие решений о предоставлении квот. Сделать это могло только вышестоящее руководство в администрации области. Установлением связей внутри коррупционной чиновничьей цепочки и предстоит заняться волгоградским следователям.

В 2007 году администрация Николая Максюты уже не раз попадала в поле зрения прокуратуры региона. Прокуратурой области были опротестованы размеры зарплаты госслужащих области, признан незаконным факт дарения компании «ЛУКОЙЛ» автомобилей «Чайка», принадлежавших обладминистрации. Руководители прокуратуры обвинили областной комитет по культуре в хищении бюджетных денег, а также потребовали отставки вице-губернатора Евгения Анищенко, возглавляющего областной комитет по здравоохранению за вопиющие нарушения в работе бюро судебно-медицинской экспертизы. Прокуратура заподозрила коррупционную подоплеку в выдаче областными властями госгарантий по кредитам в отношении сразу нескольких компаний.

Волгоградский политолог Александр СТРИЗОЕ считает, что «сегодня вокруг губернатора Волгоградской области сформировался негативный криминально-информационный фон, который не может не раздражать Кремль в разгар новых президентских выборов».

Андрей СЕРЕНКО, Волгоград

Автор: Сергей САХАРКОВ