БЕРЕГ МЕЖДУ МЫСАМИ ПАНАГИЯ И ТУЗЛА НИКТО НЕ ЧИСТИТ

18/11/2007 - 13:31
Читать u-f.ru на

Группа активистов Экологической Вахты по Северному Кавказу
сейчас находится на Таманском полуострове и осуществляет
независимый мониторинг ситуации, сложившейся в результате
катастрофического разлива мазута и нефтепродуктов в Керченском
проливе.
Сегодня они обследовали один из сильно загрязненных участков
берега Керченского пролива, расположенный между мысами Панагия и
Тузла. Ранее от ученых-ихтиологов, оценивающих ущерб рыбному
хозяйству, поступила информация о том, что на этом участке не
ведется никаких работ по очистке берега.
Этот участок представляет большую ценность в природном
отношении. Он входит в состав ключевой орнитологической территории
международного значения "Тамань". Мысы Тузла и Панагия являются
памятниками природы регионального значения.
Информация ученых в полной мере подтвердилась. Протяженный
участок берега длиной семь километров был совершенно пустынен.
Здесь всего лишь в одном километре от активно зачищаемой косы
Тузла на берегу были встречены только несколько местных жителей,
буквально со слезами на глазах пытающихся хоть как-то очистить от
мазута и мертвых птиц свои любимые места купания. Пропитанные
мазутом водоросли большими пятнами покрывают здесь узкую полосу
вдоль берега. На отдельных участках мазут растекся и образовал
озерца, особенно много нефтепродуктов скопилось между большими
камнями. Проблема усугубляется с каждым днем, поскольку прибой
постепенно закрывает слои мазута песком. Берега в районе мыса
Панагия обрывистые и высокие, съездов на берег всего несколько и
уборка мазута затруднена. Тем не менее, очистка возможна - вдоль
всего берега над обрывами идет дорога, море сейчас спокойное и
там, где загрязненный нефтепродуктами материал нельзя удалить с
помощью наземного транспорта, его можно было бы вывозить его на
лодках.
Сильное загрязнение прибрежной полосы отмечено до мыса Панагия,
дальше берег резко поворачивает на юго-восток и там пока встречены
лишь небольшие комья мазута.
В районе мыса Панагия много живых птиц, не способных летать,
оперение которых выпачкано мазутом. Поймать этих птиц, чтобы
очистить тоже нелегко, а порой и просто невозможно без лодок,
поскольку многие из них сидят на островках возле мыса и при
приближении человека уплывают в море. На берегу также найдены
птицы, не способные двигаться, находящиеся в состоянии крайнего
истощения, прямо таки "пропитанные" мазутом и обреченные на
медленную смерть.
Данная ситуация говорит о том, что власти по-прежнему не уделяют
очистке берегов должного внимания и не направляют на это
необходимых ресурсов, экономя там, где экономить нельзя.
Отсутствие работ по очистке берега к югу от косы Тузла трудно
объяснить и недостатком людских ресурсов. В частности, на косе
Тузла ликвидацию последствий аварии ведут лишь 200-250 человек, а
от услуг добровольцев на этом участке штаб по ликвидации
последствий аварии отказался сразу после отъезда оттуда
губернатора Краснодарского края. Акция с привлечением тысячи
студентов, которые из-за отсутствия ночлега в тот же день
вернулись в Краснодар, была, очевидно, рассчитана лишь на внешний
эффект.
Увиденная с берега между мысами Тузла и Панагия ситуация в
Керченском проливе также свидетельствует о том, что власти не
извлекли урок из случившегося. Прямо напротив этого участка берега
находятся рейдовые якорные стоянки в Керченском проливе, на
которых затонули три сухогруза с серой. После катастрофы они не
опустели. Керченский пролив по-прежнему плотно забит кораблями,
значительную часть из которых составляют танкеры такого же класса,
как потерпевший катастрофу "Волгонефть-139". И судя по тому, что к
нескольким танкерам-накопителям были пришвартованы малотоннажные
танкера, рейдовая перегрузка нефти в проливе продолжается. И
случившееся сегодня в проливе столкновение сухогруза "Волгодон" с
теплоходом "Ника" свидетельствует, что судоходство здесь по-
прежнему остается критически опасным. Это столкновение могло
закончиться еще одним всплеском происходящей здесь экологической
катастрофы.

(Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу)

Автор: Сергей САХАРКОВ