…А потому что люблю!

25/11/2007 - 13:52
Читать u-f.ru на

Несмотря на остроту социальных проблем, Владимир Путин продолжает оставаться самым любимым политиком народа. Почему?

2 декабря мы будем выбирать парламент страны. Главная особенность кампании – президент возглавил список одной из партий, «Единой России». Это, автоматически, переформатировало выборы в «референдум по Путину».
Голосование по доверию президенту происходит в напряженных социальных условиях. Резкий скачок цен, недовольство бюджетников и пенсионеров слишком уж символической прибавкой к зарплатам и пенсиям… Но парадокс: популярность Путина продолжает оставаться высокой. Социологи фиксируют и другие парадоксы.

Скажем, одной из главных социальных инициатив Путина, которая должна была бы сформировать позитивные оценки, являются приоритетные национальные проекты. Однако, несмотря на горячее отношение к президенту, отношение к нацпроектам весьма прохладное.
По данным социологических опросов ВЦИОМ, только 43% россиян «кое-что слышали» о национальном проекте «Образование». 44% опрошенных ничего не известно о проекте. Почти половина (46%) затрудняется оценить успешность реализации национального проекта «Образование» у себя в регионе. Из оставшихся 23% оценивают реформу образования со знаком «минус».
Национальный проект «Здоровье». Социологический опрос ВЦИОМа, обнародованный 27 октября. 62 процента опрошенных оценили ситуацию в здравоохранении отрицательно. За последний год положение дел в этой сфере не изменилось. Так полагает почти половина респондентов (46%), еще 16% считают, что сдвиги произошли негативные.
Только половина россиян (51%) информирована о национальном проекте «Здорвье». Из них 41% о нем «что-то слышал». Половина опрошенных указывают, что не знают, реализуется ли проект «Здоровье» в их регионе. 20% полагают, что проект в их регионе не реализуется.

Вопреки, отрицательной или равнодушной оценкам национальных проектов, отношение к их отцу - президенту Путину – напротив, улучшается. По данным ВЦИОМа, в 2007 году, по сравнению с 2006-м, выросло число россиян, которые считают, что будущему президенту следует продолжать политический и экономический курс В.Путина – с 27% до 42%.
По осенним замерам ВЦИОМ, 83 процента опрошенных одобряют деятельность Путина. А на вопрос «Если бы выборы проводились в ближайшее воскресенье, то за кого из этих кандидатов вы бы проголосовали?», россияне ответили так:
Путин Владимир – 66%
Медведев Дмитрий – 4%
Жириновский Владимир – 3%
Остальные лидеры набрали 2% и менее сторонников.

Из этого можно сделать вывод, что популярность Путина – феномен скорее психологический, эмоциональный, рациональный. Россияне по-прежнему выбирают сердцем. Это любовь. А почему? «А потому, что… люблю!» Чем она поддерживается почти всенародная любовь и как проявляется? Вот еще несколько социологических парадоксов и доказательств.

Обаяние мускула:
сильный и справедливый
По данным ВЦИОМ, более половины россиян (52%) считают, что президент должен быть приверженцем сильного государства, социальной справедливости и скорее левым. Эксперты считают, что в жителях нашей страны по-прежнему сильны «советские стереотипы».
Символика инициатив Владимира Путина именно такова. Приоритетные национальные проекты «якорят» россиян, навевая им воспоминания о здравоохранении и образовании эпохи советского социализма.
Предельно смысл «мускулинности» президента был выражен в серии фотографий обнаженного торса Путина, которые облетели все массовые газеты страны в преддверии выборов в Госдуму. Этот образ поддерживается интересом президента к спорту (горные лыжи, дзюдо) и военной символикой (бывший чекист; периодически появляется на военных лодках, за штурвалом самолета и т.п.).
Впечатление мускулинности усиливается грамотным конструированием «образа врага», с которым глава государства ведет бой. Это враг или внешний (Америка, джихад) – или внутренний (правительство, которое уже несколько раз отправляли в отставку, причем без ущерба для чиновничества – на словах, виртуально).
Об эффективности конструирования модели «Президент – «враг» (правительство)» свидетельствуют данные замеров «Левада-центра». В том, что растут зарплаты, россияне видят заслугу президента (55%), В тоже время 48% опрошенных считают, что основная ответственность за последние повышения цен и рост стоимости жизни лежит на правительстве РФ.

Синдром невмешательства:
не мешайте нам жить, а им - рулить
Растущее равнодушие населения к политике стало, как ни парадоксально, еще одним козырем Путина.
«Современный российский человек чем дальше, тем больше становится «человеком частным», - пишет генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров, - основные интересы которого сосредоточены в приватной сфере, на проблемах семьи, работы, досуга».
В этом свете не удивительно, что именно на вопросах семьи сосредоточилась в последнее время политическая машина России. Материнский капитал, увеличение выплат матерям и детям. Еще больше сулит Путин семье в наступающем 2008 году, который своим указом объявил Годом Семьи.
Социология фиксирует: основное влияние на россиянина оказывают члены семьи. Презентационные меры в отношении «ячейки общества», которая является, одновременно, главным проводником политических оценок, - прием очень эффективный.
Растущая приватность избирателя породила и еще один выгодный Путину парадокс: падает популярность любых оппозиционных инициатив и акций. Будь то акции левые (КПРФ) или правые (СПС). Как отмечает Валерий Федоров, «работает принцип capre diem! – «лови момент», не отвлекаясь на политику и прочие малопонятные и не несущие немедленной отдачи занятия». Отвлечение на радикалистские политические проекты нерационально, неэффективно и «мешает жить».
В то же время, россияне убеждены, что «у Путина есть план», сформировалось впечатление набирающей обороты стабилизации российской жизни. И начинает действовать еще один парадокс аполитичного сознания: не вмешивайся, живи своей жизнью! – пусть власть сама работает…
Данные ВЦИОМ: 82 процента россиян убеждены, что курс, который проводит В.Путин, «имеет в своей основе какой-то план». При этом 42% думают, что этот план существовал изначально, а еще 40% - что он сформировался постепенно. Но парадокс: при высокой вере в существование «плана Путина», почти половина опрошенных (40%) затруднились определить суть этого плана.
Иррациональность веры в «план Путина» доказывает и то обстоятельство, что больше всего верящих в него среди женщин. А женская логика, как известно, эмоциональна, более основана на иррационализме, на «слепой вере». Вообще социологи фиксируют, что больше приверженцев Путина – именно среди женщин, а также среди людей со средним уровнем образования.
Еще один положительный парадокс аполитичности: по данным опроса ВЦИОМа, обнародованным 25 октября, 56% россиян считают незначимым наличие многопартийной системы. В этом смысле монополизм «партии власти» не будет вызывать резкого отторжения и раздражения. Советские стереотипы, которые сильны в нас, - это и стереотипы однопартийности.

Болевые приемы привлечения внимания:
«бьет, значит любит»
Как ни странно, но даже рост цен кремлевские технологи могут использовать в пользу голосования за Владимира Путина.
Социологи фиксируют: все более уходящего в лоно семьи и офиса россиянина более интересуют негативные факты, чем позитивные. Национальные проекты не пробуждают у него интереса к политике, а вот в каком-нибудь беспределе заложен ресурс повышения такового.
50% населения концентрирует свое внимание на «хлебной теме». Таким образом, рост цен на зерно и хлеб являются фактором активизации Человека Политического. Также положительную роль активизации интереса к политике может сыграть недавний скачок цен на все и вся, который вызвал массу негативных эмоций у населения.
Вопрос в том, смогут ли политические технологи Путина повернуть оживившийся интерес к политике в высокую явку и в выбор Путина. По-прежнему удерживающаяся популярность президента дает такие гарантии.
«Потому что люблю!», «Женское счастье – был бы милый рядом…», «Важней всего погода в доме…», «Не уходи – я все прощу!». «Женская» психология, женские патриархальные коды россиян, которые отмечал еще Николай Бердяев, по-прежнему диктует им выбор.

Синдром доверия:
с первого взгляда и на всю жизнь
Недавно американские социологи разгадали феномен любви с первого взгляда. По их мнению, пристальный, внимательный и нежный, взгляд порождает в нас это спонтанное чувство. Внимательность собеседника затрагивает, нравится нам потому, что больше всего на свете мы любим себя самих. И посторонний нежный взгляд доказывает нам, что мы того стоим.
Президент смотрит на нас с экранов телевизоров и плакатов именно таким взглядом. И уже массовые засценарированные движения «За Путина» находят отклик у массовом сознании тех, кто находится с тарелкой борща по другую сторону. Вот он - хозяин экрана, хозяин страны, сильный и справедливый, способный дать отпор врагу, имеющий план, - муж, вожак (лидер), надежное мускулистое плечо, нежный и внимательный. С первого взгляда – и на всю жизнь. Он любит нас – и это очень, очень приятно.
Аналитическая группа ИА «Социнформбюро» (Волгоград).

Автор: Сергей САХАРКОВ