Цена вопроса. Следствие назвало сумму, послужившую поводом для ареста Сергея Сторчака

20/11/2007 - 09:37
Читать u-f.ru на

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) вчера наконец выступил с официальным разъяснением причин ареста заместителя министра финансов России Сергея Сторчака, задержанного на прошлой неделе по подозрению в мошенничестве. Правда, прояснить до конца суть претензий к чиновнику, выступавшему главным российским переговорщиком с иностранными партнерами по вопросам внешнего долга и кредитования, следователи не смогли. В официальном заявлении была указана лишь цифра, попытка хищения которой вменяется г-ну Сторчаку, а также задержанным вместе с ним главе Межрегионального инвестиционного банка (МИБ) Вадиму Волкову (в прошлом также заместителю министра финансов) и гендиректору столичного ЗАО «Содэксим» Виктору Захарову, -- 43,4 млн долл. Остальная часть достаточно пространного сообщения СКП была посвящена токованию различных норм Уголовного кодекса РФ, а также обоснованию того, какую социальную опасность представляет сам г-н Сторчак.

Корреспонденту «Времени новостей» между тем из неофициальных источников удалось выяснить, в чем примерно подозревают замминистра и других задержанных. По некоторым данным, признаки мошенничества следствие усмотрело в сделке по переуступке российской стороной фирме «Содэксим» прав истребования долга (или его части) с одной из африканских стран. Поскольку долг предполагалось уступить с дисконтом, обвинение решило, что сумму этого самого дисконта (как раз 42 млн долл.), которую в итоге российский бюджет не получил бы, хотели похитить. В принципе переуступка долгов тем или иным посредническим структурам при разрешении долговых вопросов между странами в двустороннем порядке -- распространенная в мире практика. И эксперты, в том числе и в правоохранительных органах, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «Времени новостей», высказали удивление, что такую сделку можно априори считать мошеннической. Однако формулировки, использованные в заявлении СКП, эту версию подтвердили.

В целом же такой поворот дела подтвердил и озвученную многими наблюдателями сразу же после ареста г-на Сторчака «политическую» версию, что это дело имеет мало отношения к кампании по борьбе с коррупцией, а скорее связано с межклановой борьбой во властных структурах. Вероятнее всего, предметных и понятных разоблачений при таких обстоятельствах появления этого дела не последует, а все ограничится «тихой» подковерной борьбой.

Как сообщил вчера представитель СКП, задержанные Сторчак, Волков и Захаров пытались похитить около 43,4 млн. долл. из федерального бюджета «под предлогом покрытия затрат, понесенных ЗАО «Содэксим»». О каких затратах -- мнимых или реальных -- этой фирмы идет речь, почему она пыталась покрыть их за счет российского бюджета и какое к этому имел отношение г-н Сторчак, в сообщении, однако, не указывалось.

Зато в СК пояснили, почему замминистра надо было обязательно арестовать. «Находясь на свободе, Сторчак может скрыться от предварительного следствия и суда, заняться преступной деятельностью, угрожать свидетелям и другим участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства, а также предметы и документы, местонахождение которых устанавливается с целью изъятия и приобщения их к материалам дела», -- говорится в сообщении СКП. Также в Следственном комитете отметили, что всем задержанным, как того требует закон, обвинения будут предъявлены в установленный срок -- до 24 ноября.

В свою очередь, источник, близкий к следствию, сообщил предысторию появления этого уголовного дела. Поводом для его возбуждения послужили материалы проверок налоговой службы, а впоследствии и ФСБ, которые еще в сентябре обнаружили, что компания «Содэксим» с 1996 года якобы ни разу не платила налоги в госказну. Между тем проверка показала, что с 2002 по 2003 год фирма занималась поставками медоборудования в Ирак, кроме того, на ее банковских счетах, в том числе в МИБ, постоянно аккумулируются крупные суммы как в рублях, так и в валюте.

Далее сотрудники ФСБ выяснили, что «Содэксим» будто бы принимал активное участие в решении вопросов по урегулированию внешних долгов ряда развивающихся стран перед Россией. «В ходе беседы с Захаровым было установлено, что его компания участвовала в реализации соглашений на межправительственном уровне по выкупу долгов, -- рассказал источник в спецслужбах. -- Упрощенно говоря, она перечисляла оговоренную сумму в бюджет и уже потом сама разбиралась с властями страны-должника. Это стандартная практика, распространенная во всем мире, -- кредитор, в данном случае Россия, получала возможность вернуть хоть часть долга, но сразу, а потом не беспокоиться, удастся ли вернуть его вообще. В принципе такие схемы, конечно, дают почву для коррупции, но прямого мошенничества в них нет».

Далее выяснилось, что очередное аналогичное соглашение с участием «Содэксима» по выкупу долга одной африканской страны на сумму порядка 100 млн долл. перед Россией готовилось еще с 2006 года. «Это работа не одного дня, такие соглашения готовятся годами, -- рассказал источник. -- Этот договор должен был быть утвержден всеми заинтересованными до конца ноября».

Впрочем, изначально спецслужбы этой сделкой заинтересовались лишь на предмет возможной неуплаты налогов со стороны «Содэксима» -- претензий к г-ну Сторчаку, насколько известно, не было. Однако когда материалы проверки были переданы в СКП, там решили, что речь идет все же именно о мошенничестве. По неофициальным данным, следствие решило, что раз «Содэксим» планировал «выкупить» 100-миллионный долг африканской страны примерно за 60 млн (цифры приведены условные), то остальные 40 млн у российской казны предполагалось украсть. Стоит отметить, что обычно такие «бонусы» посреднику при переуступке долгов как раз и списываются официально как «затраты по истребованию долга».

Впрочем, источник газеты в спецслужбах отметил, что и в таком виде обвинение весьма шаткое, даже помимо того, что это вполне распространенная и легальная практика разрешения долговых споров. Ведь г-н Сторчак как замминистра лишь курировал и готовил эту сделку, но сам не мог принимать решения о ее реализации. Такие вопросы утверждаются постановлениями правительства. То есть в данном случае никто ничего не скрывал, а именно обман или введение в заблуждение являются основной составляющей мошенничества.

Что касается банкира Волкова, то, согласно этой версии, ему следствие может инкриминировать, что он давал подтверждение властям того, что на счетах «Содэксима» достаточно средств для участия в подобной сделке.

Каких-либо комментариев от представителей г-на Сторчака вчера по-прежнему не поступало. В Минфине также были немногословны: «Этот арест вызывает большое недоумение, и сегодня, надеемся, министру Алексею Кудрину что-то удастся прояснить». Изначально г-н Кудрин планировал вернуться из ЮАР, где он находился на переговорах, только сегодня, но в связи с последними событиями, по нашим данным, он перенес вылет на утро понедельника и сегодня утром должен появиться в министерстве. В МИБ вчера отметили лишь, что г-н Волков никогда не участвовал в финансовых операциях, он занимался лишь организационной работой.
Екатерина КАРАЧЕВА, Алексей ГРИШИН, "Время Новостей"

Автор: Сергей САХАРКОВ