Правила гаишного эскорта.

14/11/2007 - 09:50
Читать u-f.ru на

14 ноября 2007 года вступает в силу приказ МВД о сопровождении автомобилей губернаторов патрульными машинами ГИБДД. Однако шумиха вокруг этого приказа многим кажется неоправданной. Ведь, коснется он не столько руководящего состава нашей страны, сколько детских автомобильных колонн и перевозок опасных грузов. По мнению экспертов, чиновники будут продолжать ездить по встречке и нарушать ПДД.

Приказ МВД от 31 августа 2007 года о "Вопросах организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции", определяющий исключительно технические вопросы сопровождения, был утвержден Рашидом Нургалиевым в начале ноября.

Но, несмотря на президентские инструкции о сопровождении губернаторов машинами ГИБДД и ряд других подзаконных актов, даже новый документ не содержит перечня всех возможных случаев, когда управление ГИБДД обязано будет выделять наряды.
"Пока сложно сказать, как будет реализован этот проект на практике, - заявил лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. – Дело в том, что в этот приказ не попадают лица, которым обеспечено сопровождение по закону о госохране - первые лица государства. Проблемы сопровождения их автомобилей нужно решать на более высоком, федеральном уровне, а не на уровне приказа МВД".

Этого же мнения придерживаются и источники в ГИБДД России. "От вступления приказа в силу ничего не изменится, - говорит представитель российского ГИБДД. - Дело в том, что этот приказ касается, в основном, детских автомобильных колонн и перевозки опасных грузов. А все сопровождение высшего руководства, "сильных мира сего", давно осуществляется по приказу внутреннего пользования – за это на ФСО ответственность лежит. Раскрутили приказ потому, что сейчас все связанное с мигалками как никогда актуально. И как ездили чиновники по встречке – так и будут ездить".

Действительно, на деле оказывается, что установленный новой инструкцией порядок не касается президента России Владимира Путина, премьер-министра Виктора Зубкова, спикеров палат Бориса Грызлова и Сергея Миронова, генерального прокурора Юрия Чайки, председателей высших судебных инстанций – Валерия Зорькина, Вячеслава Лебедева и Антона Иванова.
Эти чиновники могут ездить в сопровождении эскорта ФСО по особым правилам: по встречной, на красный свет и т.д. Это касается и кортежей глав иностранных государств – они также подлежат государственной охране наряду с президентом России. И, соответственно, эксклюзивным правом на нарушение ПДД. Инструкция МВД России, подразумевающая в своем названии все транспортные средства, касается, в первую очередь, даже не губернаторов, а автобусов для перевозки групп детей и учащихся, а также транспорта с особо опасным, крупногабаритным и (или) тяжеловесным грузом, и колонн автомобилей для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Автомобили членов Госсовета - российских губернаторов, следующих по служебным делам, - также могут сопровождаться нарядами ГИБДД. Согласно новой инструкции, не менее чем за 10 дней надо будет подать специальную заявку.
Если следовать логике, то для получения постоянного сопровождения такие заявки надо отправлять ежедневно. С другой стороны, в самой форме надо указывать период, на который испрашивается наряд. Получается, что администрация губернатора может оформить такую заявку, например, на весь год. В ряде случаев, к примеру, при движении в колонне или при встрече официальных лиц, губернатору предоставляются автомобили ГИБДД для эскорта. Согласно инструкции, сопровождение также должно выделяться в случаях, "прямо предусмотренных федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства России". Что это за законы и указы, в инструкции МВД, правда, не разъясняется

Между тем, другой пункт приказа запрещает отступать от требований Правил дорожного движения – выезжать на встречную полосу, проезжать на запрещающий сигнал светофора, превышать установленную скорость движения и т.д.

По всей видимости, под преимуществами сопровождения губернаторов нарядами ГИБДД понимается только одно - обгон попутно двигающихся автомобилей.
Согласно ПДД, водители действительно обязаны пропускать транспортные средства со спецсигналами и сопровождаемые ими автомобили. Кроме того запрещается такие колонны обгонять (нарушение этого пункта Правил наказывается штрафом от 300 до 500 рублей или лишением права управления на срок от одного до трех месяцев – Страна.Ru).

В Санкт-Петербурге, например, новый порядок призван, главным образом, обеспечить «приоритетное передвижение» машины губернатора Валентины Матвиенко. Но, несмотря на это, ее машина все же должна будет останавливаться на красный сигнал светофора и не выезжать на встречную полосу. Превышать скорость для кортежей высокопоставленных лиц также запрещается.

Впрочем, от услуг сопровождения автомобилями ГИБДД каждый губернатор может отказаться - в обязательный перечень закона о госохране чиновники такого ранга не входят. А приказ МВД носит лишь уточняющий характер.
Однако существует другой документ - специальный указ Владимира Путина «О некоторых мерах по обеспечению деятельности Госсовета РФ» от 20 февраля 2001 года, по которому губернаторы должны пользоваться машинами сопровождения. Тем не менее, некоторые российские губернаторы, до сих пор считают автомобили ГИБДД - излишеством.

На борьбу с "ветряными мельницами"

Напомним, что борьба с мигалками и прочими излишествами началась в России год назад. Тогда были ликвидированы спецзнаки с триколором, а также введена жесткая квота на установку мигалок. Сейчас их легально могут использовать только губернаторы, спикеры региональных парламентов, а также полпреды. Синие маячки могут устанавливаться также на машинах оперативных служб (милиции, медицинской помощи, МЧС), имеющих специальные цветографические схемы.

Однако нарушения ПДД и аварии с участием привелегированных водителей по-прежнему - частое явление. "Недавно одного моего знакомого, к слову сказать, сотрудника силового ведомства, за непристегнутый ремень остановил сотрудник постовой службы, - рассказал лидер движения автомобилистов Вячеслав Лысаков. – Знакомый начал «щеголять» своей корочкой и обещал разобраться. Сотрудник ДПС, в свою очередь, написал соответствующий рапорт уже со своим обещанием отправить его начальству водителя. Надеюсь, что это, так сказать, первая ласточка – вполне возможно, что в рамках этого приказа. Дело в том, что именно представители власти и силовых структур должны показывать пример, что перед законом все должны быть равны. А это непременно отразится на наших водителях, на их психологии и менталитете".

В декабре российские правозащитники намерены провести "круглый стол" под названием "Неравенство перед законом на российских дорогах". Свое согластие на участие в нем уже дали Владимир Лукин, Элла Памфилова, Владимир Плигин и Анатолий Кучерена.

Хроника ДТП с участием автомобилей губернаторов:

7 августа 2005 года - в результате ДТП погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Авария произошла утром на трассе Бийск-Барнаул, в 100 километрах от Барнаула и 20 км от Бийска. Евдокимов вместе с женой и охранником направлялись в село Полковниково Косихинского района, где должны были пройти мероприятия по случаю 70-летия космонавта Германа Титова. Поначалу виновным в аварии признали водителя "праворукой" "Тойоты" Олега Щербинского, с машиной которого соприкоснулся "Мерседес" Евдокимова. Однако позднее, под давлением общественности, дело Щербинского было пересмотрено, и алтайского водителя оправдали. Вину за гибель губернатора-артиста возложили на его погибшего водителя, который, по версии следствия, значительно превысил скорость.

17 ноября 2005 года – в Екатеринбурге произошло ДТП с участием машины сопровождения губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. В тот день, около 13.26 по местному времени на перекрестке улиц Ленина и Горького автомобиль ВАЗ-2106 врезался в машину сопровождения главы области марки "Форд". Пострадавших в ДТП не было. Виновником аварии стал водитель "Жигулей", который не пропустил кортеж.

10 августа 2007 года - автомобиль сопровождения губернатора Валентины Матвиенко попал в аварию в центре Санкт-Петербурга. Инцидент произошел около 10.30 на площади Пролетарской Диктатуры. Машина из сопровождения губернатора столкнулась с "Жигулями". Пострадавших в аварии не было.

20 сентября 2007 года – произошло ДТП с участием автомобиля губернатора Костромской области Виктора Шершунова. Около 00.30 на 76-м километре Ярославского шоссе (Сергиево-Посадский район Московской области) столкнулись губернаторский Mercedes S430 и Ford Focus. В первой иномарке находились губернатор Костромской области Виктор Шершунов и его водитель Владимир Цветков, во второй - предприниматель из Ярославля Андрей Никифоров. Следователи утверждают, что удар был лобовым. Водитель "Мерседеса" и сам 56-летний губернатор Виктор Шершунов погибли на месте. Андрей Никифоров выжил и сначала был доставлен в районную больницу города Сергиева Посада в Подмосковье. Уже 3 октября его перевезли в родной город – Ярославль, в Соловьевскую больницу. По данным коллег губернатора, ночью Виктор Шершунов ехал в Москву на совещание в Росатом, машина следовала без сопровождения ГАИ. По словам коллег губернатора, он был очень демократичным, никогда не пользовался охраной и редко ездил с сопровождением.

Светлана Тихомирова, Страна,RU

Автор: Сергей САХАРКОВ