Донская столица. Что происходит с Ворошиловским мостом? Комментарий заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону В.Г.Кочерга.

25/10/2007 - 11:48
Читать u-f.ru на

24 октября на заседании комитета по строительству, ЖКХ и дорожному комплексу и по информационной политике Законодательного Собрания Ростовской области с отчетом о ситуации с аварией на Ворошиловском мосту выступил заместитель главы администрации г. Ростова-на-Дону В.Г.Кочерга. Приведем стенограмму его выступления (с небольшими стилистическими правками):
«Что касается Ворошиловского моста, то это – событие для города, конечно, неприятное. Ситуация квалифицируется, как аварийная. В пятницу (19 октября – прим. «ЮФ»), в 8 утра, организация, которая обследовала мост, мне доложила, что пошли деформации, превышающие предельно допустимые. Мы собрали комиссию ГО и ЧС. Сергей Афанасьевич Манаков (первый заместитель главы администрации г. Ростова-на-Дону – прим. «ЮФ») на месте провел эту комиссию. Было принято решение на первом этапе ограничить грузовое движение.
Буквально к вечеру того же дня появилась следующая информация, что там не только образовалась трещина, но и вся несущая арматура западного короба Центрального проемного строения (знаменитая «птичка» - клееная и напряженная балка прямо над набережной реки Дон на откосе между береговой опорой и опорой № 2) имеет дефект, который квалифицируется как «полная потеря несущей способности конструкции». И надо полностью закрывать движение. Что и было сделано.
В выходные дни мы провели совещание, выслушали всех специалистов, призвали экспертов со стороны, чтобы еще раз объективно взвесить ситуацию. Наши специалисты повторно обследовали все деформации, и принято, на мой взгляд, взвешенное решение обезопасить ситуацию и прекратить движение транспортных средств и пешеходов, чтобы не подвергать их опасности. В данный момент обследование продолжается, оценивается несущая способность остальных конструкций, вскрываются пучки арматуры других конструктивных элементов.
Параллельно проектным институтом разрабатывается первый этап – стабилизация ситуации. Принято решение возводить временную опору в месте разрушения. Это – правый берег Дона, на откосе. Зачищается площадка примерно 11 на 15 метров. Она будет заармирована, и будет возведена временная опора, которая обезопасит конструкцию от обрушения. После этого можно будет рассматривать варианты возобновления пешеходного движения и – может быть – части транспортного сообщения. Предполагается, в частности, пустить «челнок», чтобы обеспечить транспортную связь с левым берегом.
Кроме того, мы отдали все данные в Московский институт Трансмостреконструкция. Они рассчитывают варианты усиления пролетного строения. Предлагается в зоне нарушения несущей способности дополнительное армирование преднапряженной арматурой по расчету, который будет представлен. По нашему плану первый этап – стабилизация ситуации – займет примерно месяц. Причем, это – критический путь, если не будет никаких других отклонений. И второй этап – восстановление несущей способности моста – это, ориентировочно, полгода, но цифра будет уточняться по разработке проекта. Все сейчас работают. Мостовики готовы работать в круглосуточном режиме. В пятницу (26 октября – прим. «ЮФ») планируем начать бетонные работы по фундаменту временной опоры.
Что касается транспортного сообщения. Безусловно, это – ухудшение транспортного сообщения, транспортной связи с пригородами. В первую очередь, с Батайском и городом Азовом. Сейчас все автобусные маршруты переориентированы на въезд и выезд через Аксайский мост и через Западный мост. Дополнительная нагрузка на них составила порядка 50 тысяч автомобилей и «поделилась» примерно так: 60 % ушло на Западный мост, 40 % - на Аксайский федеральный мост. Мосты, в принципе, справляются, но подходы не справляются. На подходах образовываются пробки. В том числе, по 40 Лет Победы, по Шолохова, по Всесоюзной, по Малиновского, по Портовой, по Урицкого, по Молодогвардейскому.
Мы сейчас оперативно меняем схему движения. Улица Всесоюзная уже работает только на выезд в одностороннем режиме, часть улицы Седова перевели в односторонний режим. Предполагается Интернациональную перевести в односторонний режим. Постоянно снимаем параметры и там, где самая плохая ситуация, оперативно меняем схему, чтобы как-то улучшить условия движения. Хотя эффект от этого будет, ну, процентов 15-20, не более того.
Добавили 9 пар электричек сообщением «Батайск – Ростов», «Азов – Ростов». Это немножко сняло напряжение. С Путилиным (мэром г. Батайска – прим. «ЮФ») договорились, он теперь свои автобусы ставит на подвоз к Батайскому вокзалу, на электричку, а с электрички мы людей «подхватываем» и забираем в Ростов. Цена проезда нормальная – 12 рублей, ведем переговоры, чтобы сделать 10 рублей за проезд. Дополнительно к пятнице вместе с Огаревым (директор Ростовского порта – прим. «ЮФ») мы организуем водную переправу. Он выделяет пока 2 теплохода на 150 мест. Оборудуем причалы и будем подвозить. С правого берега люди будут переправляются на левый берег, там их «подхватят» Азов и Батайск. Так можно будет попадать в левобережную зону.
Будем просить железную дорогу после перехода на зимний график как-то смещать время разводки моста. Потому что «пиковая» нагрузка пассажиропотока приходится где-то с 17 до 20, а у них как раз развод моста и «провал» получается более чем на час. Попробуем найти компромиссное решение, подвинуть проводку судов ближе к 9, к 11 ночи, а в это время пустить две-три пары дополнительных электричек сообщением «Батайск – Ростов». Такова ситуация на сегодня. Через месяц, может быть, улучшим ее за счет того, что «подхватим» мост, дадим возможность пешего прохода и наладим «челночное» сообщение между левым и правым берегом.
Последнее заключение москвичей и саратовцев, что та толпа, которая после закрытия движения транспорта пошла по мосту, квалифицируется и даже в нормативах называется «нагрузка от толпы», и я так говорю не для того, чтобы обидеть людей. А нагрузка от толпы – 400-420 кг на квадратный метр – сопоставима с подвижной нагрузкой.
Конструкция, как мы ее называем, «птичкой», это - то, что сделано по современным технологиям в 70-е годы. Кстати, уже она не оправдала себя и нигде не строится. Все аналогичные мосты и в Москве, и в Костроме, и во Пскове – «поддерживаются». Конструкция работает, как единое целое. Если здесь консоль отвалится, то «птичка» переворачивается прямо в судоходном пролете. И, будь там 2 человека, будь там 3, никто не гарантирует сейчас от обрушения. Вот, пока не «подхватим» двумя временными опорами, лучше туда и пешими не ходить.
Много вопросов по причинам аварии. Предполагаемых причин очень много. Мы их фиксируем. Потом скурпулезно будем разбираться по всем этим вопросам.
По решению проблемы предполагается снаружи сделать специальные анкера и между ними натянуть преднапряженную арматуру. Чтобы место дефекта связать мощностью.
По поводу соединения канатами. Это очень дорого. Москва пошла по этому пути. Она из такого клееного моста делает вантовый мост, т.е. делают пилоны вдоль несущих опор и вантами поддерживают пролетное строение. Но этот проект по стоимости соизмерим с постройкой нового моста. Я думаю, мы «подлечим». Хорошо, что беды не случилось, сейчас надо стабилизировать ситуацию. Есть варианты, что грузовики мы туда больше не запустим. Месяц – до стабилизации, а полгода – до восстановления несущей способности. Если что-то придумаем быстрее, значит, сделаем быстрее».
Комментарий: Во-первых, Ростову повезло хотя бы в том. что обошлось без трагедии – заметили и приняли меры .
Во-вторых, работают четко, слаженно, оперативно. Значит либо власти в Ростове очень хорошие, либо - выборы на носу…
Андрей Западов

Автор: Сергей САХАРКОВ