Не задаром ли нынче землицы пай…

24/10/2007 - 08:52
Читать u-f.ru на

«Семь раз отмерь – один отрежь». По всей видимости, старая эта поговорка не про нашу нынешнюю постсоветскую действительность. Ведь когда вступил в силу Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (а произошло это без малого пять лет назад, в начале 2003 года), «под нож» пошли все земли, независимо от иХ «приглядности» или же «профпригодности». Попала под раздачу и Волго-Ахтубинская пойма. «Жемчужина России», «огромный оазис в безводной степи», «всероссийский огород» – какими только эпитетами не награждали в былые годы междуречье Волги и Ахтубы журналисты и писатели. А вот, поди ж ты, и ее не миновала участь сия.

– Я и по сей день убежден, что ни в коем случае нельзя было делить пойму на имущественные и земельные паи, – не без горечи высказывается глава администрации Ленинского муниципального района А.С. Целковский. – Это ведь достояние народа, а значит, и государства. Оно и должно было в свое время позаботиться о его сохранности. Тогда бы нас миновало великое множество проблем, связанных именно с пойменной землей, с ее «куплей-продажей».

В перечне районов Волгоградской области, пожалуй, два стоят особняком по причине своей принадлежности к Волго-Ахтубинской пойме (или, наоборот, это уж кому как угодно будет). Это Среднеахтубинский и Ленинский районы, немалая часть территории которых располагается в самой пойме и вдоль реки Ахтуба. Так вот, «ленинская доля» пойменных земель составляет около 75 тысяч гектаров. В эту площадь входят земли, принадлежащие муниципалитету и сельским поселениям, «народные» земельные паи и земли лесфонда, то есть федеральная собственность.

По большому счету сама эта «земельно-паевая» проблема впервые обозначилась более десяти лет назад, когда все члены бывших колхозов и совхозов (разваливающихся в новых, невиданных доселе экономических условиях как карточные домики) были наделены паями. Те, чьи хозяйства дислоцировались в степной части района, получили в свое распоряжение часть безводной степи. Ну а тем, кому волею судьбы довелось к тому времени «быть прописанным» в пойме, выдали во владение ее участок размером 12-13 гектаров.

И, казалось бы, ну что в этом плохого? Пусть себе бывший колхозник хозяйствует по-своему. Или же не хозяйствует, но сдает свой пай в аренду более трудолюбивому соседу. Его ведь право. Так бы, наверное, все и было, если бы не ФЗ «Об обороте…». Хотели как лучше, а получилось как всегда. И пошли в пойму сплошным потоком из Москвы и Петербурга толстосумы и бизнесмены с тугими кошельками, каким-то образом прослышавшие о «бросовой цене» здешней землицы. Самый пик этого покупательского спроса пришелся на 2006 год и начало нынешнего. И неудивительно, ведь недальновидные и не нашедшие себе места в этих новых экономических условиях селяне отдавали свои паи всего лишь за пять тысяч(!) рублей. Не помогали никакие увещевания из уст глав сельских администраций и руководителей района, громогласно звучавшие на всех сходах и собраниях. Мол, что же вы такое творите ради призрачной, копеечной и сиюминутной выгоды….

Тогда Целковский посчитал необходимым решИть проблему административным путем. И запретил своим постановлением межевать землю и принимать документы на регистрацию в Волгоградское областное регистрационное управление (ВОРУ). Пары недель не прошло, как прокуратурой ему было указано на превышение должностных полномочий и недопустимость подобных действий в дальнейшем. Ведь тем самым нарушается не только закон об обороте земли, но и ставится под сомнение право всех граждан новой России на свободное волеизъявление, продажу принадлежащей им собственности. Каковой та земля и является.

Что в таком случае оставалось делать местной административной власти, с которой власть вышестоящая всенепременно спросит за этот самый пресловутый оборот земли в подведомственном ей районе? И какой-никакой, но выход все же был найден. Немалое количество паев осталось в районе невостребованными: кто-то уехал, кто-то умер, а наследники не пожелали вступать во владение землей, не заявив своих прав на нее… В общем, администрация пошла в таких случаях обычным вполне законным путем. Сначала – объявления в местной и областной газетах, затем – месяц ожидания какого-либо отклика на них. И сегодня в муниципальную собственность оформляется около 15 тысяч гектаров. Хочется верить, что они уже не будут потеряны для района безвозвратно.

Еще примерно столько же пока остается во владении прежних, первых хозяев паев. Которые, посмотрев на промахи и потери соседей, своею волей приостановили этот процесс, возможно, и в ожидании более высокой цены за один гектар. Остальная же земля перешла в собственность заезжих варягов. Хотя в ее приобретении тоже присутствовало определенное ограничение. Купить земельный участок у местного жителя вправе только лишь местный же житель. Однако варяги и здесь находили выход из положения. По негласной договоренности пай у Петрова покупал Сидоров, а уже у Сидорова – Иванов с московской пропиской. И не так уж и редко жителям пойменных сел приходится сталкиваться с ситуацией, когда и скотину пасти негде. Потому как соседи продали сельскую околицу тому самому Иванову. И выросла там ныне колючая проволока или же появился надзиратель с резиновой дубинкой….

Теперь вся эта земля «стоит», хозяева ее бездействуют в ожидании лучших времен. Ведь все паи относятся к землям сельскохозяйственного назначения. То есть на них можно либо траву косить, либо зерно, да фрукты-овощи выращивать. Перевести же их в рекреационные земли (иметь право, к примеру, на них что-нибудь построить) по существующим российским законом практически невозможно. Но это, опять же, по существующим. Вся минувшая история нашего Отечества убеждает нас в том, что нет для нас ничего невозможного. Как нет и никакой гарантии того, что какая-либо группа депутатов Государственной Думы не «пролоббирует» соответствующий закон на одном из ближайших ее заседаний. Не в ожидании ли этого события живут ныне новоявленные питерские и московские латифундисты?

По окончании строительства нового моста через Волгу (то есть через два-три года) и с улучшением транспортной развязки Волго-Ахтубинская пойма, несомненно, получит новый и ощутимый толчок к своему развитию. Появятся на ее карте, по всей видимости, и новые рекреационные зоны. Это есть объективная реальность, и ничего тут не поделаешь. Вот лишь бы шел этот процесс в рамках природоохранного законодательства. И не стоит форсировать события, ведь излишний консерватизм с учетом нашего российского менталитета здесь никоим образом не повредит.

Василий КАНИЩЕВ,
Волгоградская область

Автор: Сергей САХАРКОВ