Сочи-2014. Олимпиада - «в законе»?

02/10/2007 - 17:30
Читать u-f.ru на

Свой первый визит в Сочи глава Международного Олимпийского комитета (МОК) Жак Рогге обозначил как начало процесса организации Олимпийских игр 2014 года, который необходимо осуществить в короткие сроки. Президент России Владимир Путин рассказал представителям МОК о создании Госкорпорации по проведению Олимпиады, о создании Совета при Президенте по спорту и подготовке к Олимпиаде. Сообщил, что текущей работой Совета займется президиум во главе с председателем правительства, в состав которого войдут ключевые министры правительства, представители других ведомств и общественных организаций. Президент заверил главу МОК, что Россия сделает все, чтобы оправдать доверие, которое оказано стране и городу Сочи. Главе МОК показали Сочи и рассказали о тех объектах, которые планируется построить в течение шести лет. Срок, по сути, небольшой. Сколько времени при этом уйдет на «оргвопросы»?
Горячие законы «сырыми» не бывают?
Между тем комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму на днях рекомендовал принять в первом чтении законопроект «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».
В то же время ряд экспертов полагают, что «сырые» законопроекты о подготовке к Олимпиаде-2014, предполагающие безупречную порядочность госчиновников, могут стать основой для злоупотреблений. В силу наших «национальных особенностей» - брать всё, что можно, там, где возможно.
И не случайно одним из первых решений Президента после объявления Сочи столицей Белой Олимпиады в 2014 году стало поручение Генпрокуратуре контроля за расходованием «олимпийских» денег. Судите сами, работы на Олимпийских объектах еще не начались, а хищения уже зафиксированы («ЮФ» писал об этом) в Геленджике на строительстве аэропорта. Не менее значимой проблемой, по мнению экспертов, останется и выкуп земельных участков.
Эти вопросы и будут регулировать два законопроекта, вынесенных на рассмотрение Госдумы, очерчивающие общие рамки того, что и как будет делаться в процессе подготовки к Олимпиаде. Это проект закона «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта» и документ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с подготовкой к Олимпиаде.
Первый из упомянутых законопроектов предусматривает преобразование ФГУП «Объединенная дирекция Федеральной целевой программы “Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)”« в государственную корпорацию «Олимпстрой». Основной смысл этой реорганизации, очевидно, заключается в повышении статуса координирующей олимпийское строительство структуры: если ФГУП подчинялось Правительству, то Госкорпорация — лично Президенту России.

Однако в законопроекте устанавливается, что хотя «Олимпстрой» является некоммерческой организацией, «на Корпорацию не распространяются положения Федерального закона “О некоммерческих организациях”, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций». Мало того, «федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность Корпорации». Контроль же за ее деятельностью «осуществляется на основе ежеквартального представления Корпорацией Президенту Российской Федерации квартального отчета Корпорации и ежегодного представления Президенту Российской Федерации годового отчета Корпорации» вместе с заверенным аудиторами балансом.
То есть о том, на что и как реально расходуются 186 млрд рублей, выделенных Госкорпорации из бюджета, будут знать 12 человек в России — 11 членов наблюдательного совета и Президент страны.
По мнению эксперта журнала «Эксперт» Максима Рубченко, «возможности для чиновничьего бизнеса закон об олимпийской Госкорпорации предоставляет широкие. Почти безобидный момент - наблюдательный совет Госкорпорации может решать, на счетах в каких банках хранить ее временно свободные средства. Логично было бы предположить, что этими банками будут государственные Сбербанк или ВТБ, в крайнем случае, Газпромбанк (который тоже контролируется государством через «Газпром»). И, пожалуй, стоило бы прямо указать в законе эти три банка, чтобы у уважаемых членов наблюдательного совета не возникало искушения хранить деньги в каком-нибудь частном банке с «более выгодными условиями».

Повысив статус «Олимпстроя» с ФГУП до Госкорпорации, авторы законопроекта одновременно дали ему дополнительную степень свободы. То есть, ФГУП обязано проводить все закупки только на основании конкурсов и тендеров, а на Госкорпорацию такое ограничение не распространяется. Таким образом, возможности чиновников по раздаче выгодных, оплачиваемых из госбюджета контрактов дружественным коммерческим структурам ничем не ограничены?

Честное президентское?
Суть второго законопроекта — о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, как следует из пояснительной записки к нему, заключается в приведении отечественного законодательства в соответствие с требованиями МОК. То есть, - в обеспечении льготного режима лицам и структурам, участвующим в подготовке и проведении Олимпийских игр. Так, значительная часть этого документа посвящена вопросам облегчения визового режима и миграционных правил для участников соревнований, что вполне логично.
По мнению эксперта, много вопросов и сомнений здесь вызывают положения законопроекта, предусматривающие предоставление налоговых и таможенных льгот олимпийским и околоолимпийским структурам. В частности, «Оргкомитет Олимпийских игр, Международный олимпийский комитет, организации, в которых непосредственно и (или) косвенно участвует МОК и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов, а также Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов» освобождаются от уплаты налогов на прибыль и имущество, производимые ими товары, работы и услуги — от обложения НДС, а принадлежащие им транспортные средства — от транспортного налога.

«Но ведь и оргкомитет, и МОК, и «Олимпстрой» являются некоммерческими организациями, так с чего бы им платить налоги? Однако настораживает формулировка насчет «организаций, в которых непосредственно и (или) косвенно» участвует МОК. По логике, через свои дочерние структуры? Получается, что любая компания, которая сумеет «получить» в состав своих совладельцев или учредителей МОК, может затем создать дочернюю коммерческую структуру, которая будет освобождена от налогообложения. Или МОК сделать соучредителем компании невозможно? Скорее всего, трудно, и вряд ли труднее, чем обеспечить России победу в борьбе за право проведения Олимпиады», - полагает эксперт.
Серьезные риски злоупотреблений связаны и с выкупом земельных участков для нужд олимпийского строительства. Прописанный в законопроектах механизм выглядит так: «Олимпстрой» составляет список из 30 уполномоченных оценочных компаний. Владелец недвижимости должен выбрать одну из них для оценки своей собственности и в соответствии с оценкой, произведенной выбранной компанией, получит компенсацию за изъятый участок — либо другой участок, оценку которого произведет все тот же уполномоченный оценщик, либо деньги. То есть, потенциал махинаций с оценкой сочинской земли — миллиарды долларов, а гарантия от них предусмотрена в законе лишь одна — честные имена Президента страны и руководителя «Олимпстроя».
По мнению эксперта, многие пункты законопроекта, в части земельных отношений, вызывают тревогу. Например, устанавливается, что границы территорий, подлежащих изъятию для нужд олимпийского строительства, определяются Правительством, при этом «решения Правительства Российской Федерации об утверждении границ территорий не могут быть оспорены в судебном порядке», так же как «споры о наличии или отсутствии оснований для изъятия объектов недвижимости не подлежат рассмотрению в судебном порядке». Вдобавок законопроект устанавливает, что «территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, за исключением земельных участков в границах первого округа горно-санитарной охраны, не являются федеральной собственностью и не ограничиваются в обороте».
Так, правительство может объявить олимпийской зоной все муниципальное образование под названием «город Сочи», растянутое почти на 200 километров вдоль Черного моря, да и иные территории вокруг Сочи? И начать принудительный выкуп земельных участков на всей этой территории по ценам, установленным уполномоченными оценщиками. При этом устанавливается, что «предоставление земельных участков взамен изымаемых осуществляется при наличии в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования, осуществляющего изъятие земельных участков, не обремененных правами третьих лиц». То есть если найдется у властей свободный равноценный участок, тебе его дадут, а нет - компенсация деньгами?
И далее. «В том случае, если на земельном участке расположено здание или сооружение, отвечающее признакам самовольной постройки, и лицо, осуществившее эту постройку, требует признать за ним право собственности, суд исходит из предположения о том, что за указанным лицом может быть признано право собственности. При этом денежная компенсация перечисляется на депозитный счет суда, рассматривающего дело о признании права собственности на самовольную постройку, или на депозитный счет суда, принявшего решение об изъятии земельного участка». В том случае, если право собственности на самовольную постройку не будет признано за лицом в судебном порядке, депонированная сумма возвращается «Олимпстрою».

То есть за самозастрой, трехэтажные дома, оформленные как курятники, и коттеджи на первой линии, зарегистрированные под видом причала для яхты, получить компенсацию будет сложно. Один этот пункт законопроекта создает весьма широкий простор для злоупотреблений и коррупции.
«Таким образом, когда речь идет о 186 млрд рублей - денег налогоплательщиков, оба вышеупомянутых законопроекта должны пройти тщательную экспертизу, необходима их основательная доработка на предмет обеспечения большей прозрачности олимпийских и околоолимпийских структур, устранения сомнительных формулировок типа «косвенного участия МОК» в льготируемых структурах, сохранения за гражданами права на судебную защиту от чиновничьих решений», - отмечает эксперт.

Автор: Сергей САХАРКОВ