ЮЛИЯ БАРКОВА-ЛИХОВИД, художница с фамилией

08/01/2006 - 17:20

На днях в Ростове-на-Дону открылась художественная выставка Юлии БАРКОВОЙ-ЛИХОВИД. Молодая, но уже достаточно известная художница представила на суд зрителей картины, на которых царят сказка, загадка и безграничная игра фантазии. Одним словом, это произведения настоящего высокого искусства. Юлия с любезностью рассказала «Южному Федеральному» о собственном творчестве и поделилась своим пониманием положения женщины-художника в современном обществе.

– Юлия, в чем, по-вашему, принципиальное отличие между женщиной-художником и мужчиной-художником?

– Я думаю, что женщине-художнику вообще труднее, чем мужчине. Мужчина, он как, сорвался и поехал на выставку куда-нибудь. А женщина, она все-таки хранительница домашнего очага? - сильно по выставкам не поездишь. Хорошо, когда есть любимый человек рядом, который поддерживает и всё понимает.

– Это со стороны художника. А со стороны зрителя? Существуют какие-нибудь стереотипы в восприятии художниц?

– Вообще, есть. У нас же страна какая? Мужская считается. Правят все мужчины. И, кажется, что все воспринимают так: художник – это обязательно мужчина: волевой характер, музы, женщины и т.п. – как во времена Пикассо. Такой вот стереотип. Мне кажется, что в наше, современное, время все должно быть как-то по-другому. Сегодня в Европе, когда ты достигаешь определенной планки в выставочной деятельности (у Юлии прошло около 40 выставок. – А.Т.), постоянно совершенствуешь свое мастерство, тогда уже не смотрят: женщина ты или мужчина. Смотрят на уровень работ. И по достоинству оценивают.

– И как яркий пример, я знаю, - ваше творчество уже высоко оценили - в столь юном возрасте вы уже вступили в Союз художников РФ, являетесь лауреатом многих российских и международных конкурсов… Это о многом говорит. А каковы ваши планы на будущее?

– В начале декабря этого года мои картины будут экспонированы в Нью-Йорке в «Медисон Сквер Гарден» в рамках выставки современных российских художников. Выставка приурочена к конгрессу Всемирного русского клуба (Russian World Club), куда соберутся представители русских диаспор со всего мира. Там ожидается серьезный аукцион работ. А в 2007-м я еду в Венгрию на симпозиум по горячей эмали, в конце которого пройдет итоговая выставка произведений.

– А расскажите, что это за техника – горячая эмаль. Насколько мне известно, это довольно «дорогой» вид изобразительного искусства. И в Ростове его не встретишь. Разве что у вас на выставке.

– Красота горячей эмали рождается в огне. Эта техника дает необычайно широкий простор для творческих исканий. «Соавтором» художника, пишущего на металле, выступает огонь, обеспечивая изделию причудливую игру цвета и многообразие оттенков. Мои работы - это переосмысление старых византийских традиций и новое видение мира, совмещение классических традиций с сюрреализмом и абстракционизмом. Изысканные переливы эмалей невольно погружают в удивительный мир ассоциаций, заставляют почувствовать мимолетность времени, красоту и совершенство мироздания.

У нас в Ростове эмалью практически никто не увлекается. Я знаю, в этой технике работают в Минеральных Водах, в Питере. В Ярославле есть центр эмали. Там наблюдается некое разнообразие художников-эмальеров. Всего в России горячей эмалью занимаются около 200 человек, поэтому техника, можно сказать, элитная.

– А откуда пошла история горячей эмали?

– Этот древний вид творчества, сочетающий в себе элементы станкового и монументального искусства, начали использовать еще в Древнем Китае (начиная с династии Минь) несколько тысячелетий назад. Мастера лучшие свои рецепты держали в тайне от конкурентов, и каждый мастер, который занимался изготовлением эмалевой массы, вынужден был до всего доходить путем опыта. Этим методом изготавливали ювелирные украшения, знаки отличия, медали, дорогую посуду. Многие из предметов, изготовленных в столь давние годы, можно увидеть в различных музеях мира. Ярчайшим примером расцвета техники горячей эмали в Европе являются пасхальные яйца, изготовленные мастерами фирмы Карла Фаберже.

Полтора десятка лет назад эту технику стали возрождать художники-монументалисты. Сегодня в мире есть два центра, где сохраняется эта древняя уникальная технология - это город Лемож во Франции и Ростов Великий в России.

– А в Ростове-на-Дону у вас эмаль покупают?

– Да, и достаточно часто. Сейчас у ростовского зрителя просыпается интерес к этой технике. Видимо, ценителями искусства понимается, что будущее именно за нестандартными видами изобразительного искусства. Те же самые эмалевые работы, написанные сегодня, в начале развития этого стиля в России, через пару лет уже будут стоить в десятки раз больше. Наверное, поэтому на последней моей выставке уже купили несколько эмалей. Хотя обычно в Ростове бывает больше заказов по батику (росписи по шелку). И это понятно – батик дешевле эмали. И у него свое предназначение - чисто оформительское.

– Если не секрет, сколько стоят ваши картины?

– Цена работ, которые представлены сейчас на выставке, – в пределах десяти тысяч рублей. В Москве мои работы стоят гораздо дороже и уже в долларах. Здесь, дома, приходится устанавливать специальные цены. Опять же – все зависит от сложности технологии и размеров работ, места экспозиции.

– А где можно найти ваши картины?

– В Ростове батик у меня представлен в салоне «Энигма», что в Доме офицеров. Это несколько работ в восточном стиле. Эмаль и коллаж пока еще можно встретить в салоне «Belle-этаж» в «Вертол-City». Также я выполняю и частные заказы. Вот делала батики для оздоровительного детского центра в Анапе. Получилось весьма мило. Директору центра очень понравилось. Еще был заказ - шторы расписать, изобразить на них старый европейский город. Люди просто зашли, увидели мои работы и заказали. Батик идеально подходит именно для оформления офисов, кафе, баров, ресторанов и жилых помещений. У меня в основном заказывают что-нибудь декоративное и приближенное к интерьеру. Мало людей, которые интересуются чем-то авангардным.

– А, по-вашему, с чем это связано?

– Мне кажется, с менталитетом. Когда я работала в интерьерном салоне, отметила для себя, что у нас в Ростове любят золото: эти золотые карнизы с вензелями, парча, органза… все это должно быть золотым, красивым и помпезным. Особняки ведь строят люди богатые. И они почему-то тяготеют к классическому стилю: классическая мебель, классические шторы. Очень не многие решаются на нестандартный шаг. Бывает и такое: приходят с фотографией - где-то увидели, сфотографировали - и говорят: «хочу такую же». Так что зачастую не очень-то тут развернешься, не предложишь то, что сама хочешь.

– Я знаю, вы учитесь в Санкт-Петербургской академии культуры и искусства на факультете мирового искусства моды. А непосредственно по профессии что мастерите?

– Я шью авангардные костюмы для различных развлекательных шоу. Последний проект называется «Зацелованные музы». Это корсеты по термотехнологии из пластика, плюс очки из того же материала. В ближайшее время планирую сделать новую коллекцию и поучаствовать в конкурсе «Адмиралтейская игла», который пройдет осенью в Санкт-Петербурге.

В Москве, Питере сейчас есть клубы, в которых можно показывать подобные коллекции. В Ростове эта индустрия не очень развита. Я общалась у нас с PR-экспертами, предлагала свои услуги о прокате своих костюмов. Но они пока не знают, куда их применить. Здесь привыкли: одежда должна быть носимая. Я делала такие работы на заказ – вечернее платье, например, сшить. Но это было разовое явление. Мне интересен больше арт-костюм, что-то связанное со сферой искусства. Искусства для искусства. Когда художник проявляется как творец.

– Об этом, пожалуйста, поподробнее…

– Художник живет в своем придуманном мире. Ты показываешь образы, которые никто, кроме тебя, не видит. Изображаешь то, что у тебя в подсознании, в душе, все твои эмоции… Ну как ты нарисуешь все это в натуралистичном стиле? Все равно приходится вставлять какие-то мистические, духовные сюжеты, которые осознаешь с возрастом: судьба, карма и т.п. Ты это не сфотографируешь, не увидишь нигде. Ты это можешь только нарисовать. Художник… Его профессия заключается в чем? Поделиться своим миром и показать зрителю его, зрителя, внутренний мир. Я так считаю.

– А что бы вы пожелали этому зрителю?

– Взглянуть на искусство менее стереотипно. Как, например, у нас считается: если картина, то должен быть обязательно натюрморт. Нужно уметь принимать новые явления. Но, я думаю, скоро все изменится к лучшему.

Беседу вела Анастасия ТАЛЫЗИНА.

Фото автора

СПРАВКА ЮФО

ЮЛИЯ БАРКОВА-ЛИХОВИД

Биография

Родилась в 1982 году в г. Санкт-Петербурге.

Первую персональную выставку экспонировала в возрасте пяти лет в 1987 году в г. Волгодонске.

Окончила с красным дипломом РХУ им. Грекова, театрально-декорационное отделение, специализация «художественный костюм» (1999–2003).

2003-2006 гг. – сотрудничает с издательством «Феникс» в качестве художника-иллюстратора (Ростов-на-Дону).

2004 г. – дизайнер в интерьерном салоне «ВЕРНИСАЖ-ЛЮКС» (Ростов-на-Дону).

2004 г. – работа над костюмами к спектаклю «Дама с собачкой» по А.П. Чехову для Авторского драматического театра (АДТ) при музее МХАТ им. Чехова (Москва).

С 2005 г. – главный художник АДТ им. Чехова (Москва).

С 2005 г. является членом Союза художников России и Международной Ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО. А также студенткой Санкт-Петербургской академии культуры и искусства (факультет мирового искусства моды).

Выставки

В творческой биографии Юлии около 40 выставок, прошедших в Ростове-на-Дону, Москве, Санкт-Петербурге, Волгодонске, Краснодаре, Ставрополе и Пятигорске. Среди них:

2004 г. – выставка горячей эмали в Москве в музее Истории Москвы (работы вошли в «Фонд Российской эмали»), Межрегиональная выставка народных ремесел «Рукотворная поэзия народных мастеров» в рамках Международного фестиваля народного творчества стран СНГ и Балтии «Содружество»;

2005 г. – выставка горячей эмали в Санкт-Петербурге, республиканская выставка декоративно-прикладного искусства в Москве;

2006 г. – персональная выставка «Поцелуй музы» + Fashion-показ в Санкт-Петербурге.

Последняя персональная выставка художницы-модельера открылась 18 июля в салоне «Belle-этаж» («Вертол-City», Ростов-на-Дону).

Продажа творческих работ:
+7 906-417-09-16 (Ростов-на-Дону)
+7 911-973-71-11 (Санкт-Петербург)
+7 905-715-98-53 (Москва)
e-mail: [email protected].

Раздел: 
Культура и шоубизнес
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: