«99 франков»: кино против рекламы

17/07/2006 - 14:25
Читать u-f.ru на

По скандальному роману Фредерика Бегбедера, одного из самых известных европейских современных писателей, собираются снять фильм. Начало съемок назначено на сентябрь 2006 года. Картину, основная цель которой – безжалостная критика рекламы и рекламщиков, телевизионные компании Франции финансировать отказались.

Финансирование фильма

99 франков - цена книги Бегбедера. Во сколько обойдутся съемки фильма по ней – вопрос еще нерешенный. «Во Франции, - говорит Бегбедер в интервью газете «Взгляд», - фильмы часто финансируют телевизионные компании, но в данном случае все они отказались от финансирования, поскольку картина будет критиковать рекламу, а эти каналы живут за ее счет. Еще одним доказательством того, что фильм в отношении рекламы слишком резок, стало давление крупных рекламных агентств на телеканалы, чтобы те не давали денег на производство. На афишах мы обязательно напишем, что «никакой поддержки от французских телеканалов получено не было». Здесь та же история, как с Майклом Муром, который снимал фильм про Буша: сначала этот фильм должна была финансировать компания Walt Disney, а потом внезапно отказалась. Благодаря этому четче проступают границы свободы, вернее, те границы, до которых можно идти свободно».

«Сумасшедший режиссер»

Сам писатель не собирается присутствовать на съемках фильма, чтобы не мешать: «Я уже принял участие в фильме, - говорит он, - написал сценарий, а дальше уже они сами. Нет ничего хуже, чем лезть не в свое дело. Что касается возможных искажений – ну что поделать, бывает. Этого как раз сейчас больше боится режиссер». Режиссером, кстати, будет Ян Коунен («Доберман», «Блуберии»), по словам Бегбедера, «человек совершенно сумасшедший». Он много снимал о шаманах Амазонии и Южной Америки, ел соответствующие галлюциногенные грибы, так что выбор режиссера вполне правильный.

10 заповедей креативного эгоиста

Роман «99 франков» особенно замечателен десятью заповедями креатора (автора рекламных текстов, слоганов, сюжетов рекламных роликов), коим и является главный герой романа. Заповеди явно выдают циничную личность их автора. Вот они:

1-я. Опытный креатор обращается не к потребителям, а к двум десяткам людей в Париже, которые могут нанять его на работу (креативные директора двадцати лучших рекламных агентств). Получить премию в Каннах или клубе АД куда важнее, чем помочь клиенту завоевать новый сегмент рынка.

2-я. Первая идея – самая удачная, но нужно выждать недельки три перед тем, как представить ее заказчику.

3-я. Реклама – единственное ремесло, где работнику платят за то, чтобы он работал хуже. Если мы представили гениальный проект, а рекламодатель хочет его угробить, подумай прежде всего о своей зарплате, сляпай под диктовку клиента на скорую руку (секунд за тридцать) какое-нибудь дерьмо послаще и смело отбывай на неделю в Майами или Кейптаун – снимать ролик.

4-я. Всегда являйся на собрание позже назначенного времени. Пунктуальный креатор не внушает доверия. Войдя в зал, где тебя ждут уже три четверти часа, не извиняйся, а просто небрежно брось: «Привет, у меня есть для вас ровно три минуты». Или же процитируй Ролана Барта: «Мы продаем не мечту, а смысл». (Другой вариант из Раймона Леви: «Уродство трудно продать»). Тогда клиенты сочтут, что ты стоишь их денег. Никогда не забывай, что рекламодатели обращаются в агентства потому, что сами не способны выдавать идеи, страдают от комплекса неполноценности и втайне злобствуют. Поэтому креаторы должны их презирать: брэнд-менеджеры – все до одного – завистливые мазохисты. Они платят, чтобы мы их унижали.

5-я. Если проект у тебя еще не готов, нужно выступать последним и при этом повторять все, что уже сказали другие. На всяком собрании прав тот, кто произнес заключительное слово. Никогда не забывай, что главная цель собрания – подставить другим подножку.

6-я. Разница между работником высшего и низшего звена состоит в том, что первый получает больше, а работает меньше. Чем больше ты заколачиваешь, тем внимательнее тебя слушают, и тем меньше ты говоришь. В нашей профессии важные шишки должны помалкивать ибо чем реже ты открываешь рот, тем гениальнее кажешься.

Отсюда вывод: чтобы продать идею креативному директору, креатор должен систематически внушать ему, что это он, КД, ее и родил. Для чего следует начинать представление фразами типа «я долго обдумывал то, что ты вчера мне сказал…» или: «Я вернулся к той идее, что ты недавно высказал», и… или: «Я решил идти тем путем, который ты тут наметил…», тогда как слепому ясно, что КД ничего не говорил вчера, не высказывал никаких идей недавно и, уж конечно, не намечал никаких путей. Другое средство распознать младшего и старшего по службе: младший отпускает удачные остроты, над которыми никто не смеется, старший же выдавливает из себя унылые шутки, вызывающие бурный восторг слушателей.

7-я. Культивируй абсентеизм, приходи на работу не раньше полудня, никогда не отвечай на приветствия коллег, трать на обед не меньше трех часов, не подходи к телефону. На любые упреки по этому поводу тверди одно: «У креатора нет расписания, у него есть только сроки».

8-я. Никогда ни у кого не спрашивай мнения по поводу ведущейся кампании. Интересуясь чужим мнением, ты ВСЕГДА рискуешь его услышать. А услышав, ты, ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, должен будешь с ним считаться.

9-я. Каждый делает работу вышестоящего начальства. Стажер делает работу концептуалиста, который делает работу креативного директора, который делает работу президентства агентства. Чем выше сидишь, тем меньше вкалываешь (см. заповедь № 6)…

Сплавь свое задание стажеру: в случае успеха ты присвоишь себе все лавры, а в случае провала выгонят его, а не тебя. Стажеры – это современные рабы, им не платят, на них ездят как хотят, их можно в любой момент вышвырнуть вон, они разносят кофе и бегают к факсу – в общем, одноразовое существо, совсем как бритвенные станки «Bic».

10-я. Когда твой собрат-креатор демонстрирует тебе удачный слоган, главное – не выдать своего восхищения. Напротив, скажи, что идейка дохлая, неходовая, или что она «с бородой», сто лет в обед, или что он скачал ее со старой английской рекламы. Зато, если он принесет тебе и впрямь дерьмовый титр, расхваливай его вовсю и притворись, будто сгораешь от зависти.

Анализ и внимательное прочтение данных заповедей показали: они применимы в любой трудовой деятельности для лиц эгоистического и цинического склада ума, и вообще для тех, кто знает себе цену. Отсюда вывод: художественная литература, благодаря Бегбедеру в том числе, снова становится учебником жизни. А как этот учебник будет выглядеть на экране, мы, наверное, увидим уже только в 2007 году.

Автор: Сергей САХАРКОВ