Один китаец прокормит двух калмыков

05/17/2006 - 21:29

Инициатива главы Республики Калмыкия Кирсана Илюмжинова о переселении китайских калмыков из Синцзянь-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР в Калмыкию стала настоящей сенсацией. Политологи уже назвали этот проект самым амбициозным миграционным проектом в России. О деталях «китайского» проекта Кирсан Илюмжинов рассказал корреспонденту «Южного Федерального».

— Это поэтапный процесс, он будет растянут на несколько лет. Могу лишь сказать, что до конца 2006 года в Калмыкию на постоянное место жительства переедут не менее 100 семей китайских калмыков из Синцзянь-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР. Это будет первая группа наших соплеменников. Всего мы намерены переселить в Калмыкию не менее 10 тысяч синцзяньских калмыков-торгутов.
В ближайшее время в Элисте будет проведено специальное заседание правительства республики, посвященное проблеме переселения китайских калмыков из СУАР. В совещании примет участие руководитель Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский. После совещания в Элисте, на котором будет определена стратегия переселения, в Китай отправится делегация представителей общественных и национальных организаций Калмыкии, депутатов Народного хурала. Переговорный процесс, различные согласования займут определенное время.
— На переезд на постоянное место жительства в чужую страну, очевидно, решатся не многие. Кто, по вашим прогнозам, скорее всего, приедет из Китая на ПМЖ в Калмыкию?
— Я думаю, основную массу калмыков-переселенцев из Китая составят молодежь и старики. Молодежь поедет в Калмыкию за свободой и жизненными перспективами, которых нет в Синцзянь-Уйгурском автономном районе КНР. Для пожилых людей это будет возвращением на историческую родину, которую их предки покинули в XVIII веке. Для них это будет не переезд в чужую страну, а возвращение домой. Мало кто знает, что многие старики в Синцзяне до сих пор разговаривают на русском языке, на котором говорили в России во времена Екатерины Великой и Емельяна Пугачева. Это настоящие живые носители чистого русского языка. Они до сих пор поют песни, в которых есть слова: «Вода Волги слаще, чем молоко матери…».
— Не приведет ли массовая миграция китайских калмыков к обострению социальных проблем внутри Калмыкии?
— Нет, наоборот, я уверен, что с помощью нашего миграционного проекта мы сможем более успешно решать социально-экономические вопросы в Калмыкии. В нашу республику из СУАР КНР приедут далеко не бедные люди. Мигранты из Китая не станут для нас нахлебниками. Я уверен, например, что в числе переселенцев будет несколько десятков миллионеров, которые переедут из Синцзяня для того, чтобы начать свое дело в России и получить второе, российское, гражданство. Наши расчеты показывают, что переселение синцзяньских калмыков будет способствовать решению многих социальных проблем, в том числе и безработицы: один калмыцкий переселенец из Китая — это два-три рабочих места в Калмыкии.
— Уже известно, где именно будут селиться китайские калмыки?
— Скорее всего, новым местом жительства для переселенцев из Синцзянь-Уйгурского автономного района станут Черноземельский и Ики-Бурульский районы Калмыкии. Это сложная природная зона, поэтому прежде чем переселить сюда людей, в этих районах будет построено жилье, оборудованы животноводческие стоянки, подведены необходимые коммуникации. Ряд китайских банков уже готовы вложить в этот проект солидные инвестиции.
Кроме того, китайские инвесторы заинтересовались проектом строительства нового автомобильного завода в Лагани, а также развитием хлопкового дела на территории Калмыкии. В строительство Лаганского завода по производству автобусов китайский Центр по развитию торговли и инвестиций в Европе, совместно с компанией «Венаньхуа-Гонконг», уже готовы вложит 20 миллионов долларов. Автобусы, произведенные на Лаганском автозаводе, будут поступать как на внутренний российский рынок, так и на китайский рынок.
— В свете развития проекта переселения калмыков-торгутов из Китая, очевидно, особое значение приобретает и строительство железной дороги Элиста — Аксарай, о которой несколько дней назад сообщила ваша пресс-служба…
— Вы правы, несколько дней назад документ о строительстве дороги Элиста — Аксарай (Астраханская область) протяженностью в 240 километров подписали в калмыцкой столице начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Воробьев и президент компании «ОТЭКО» Фернандо Мачинена. Это полностью инвестиционный проект, в который не будет вложено ни одного бюджетного рубля. Размеры инвестиций составят свыше 300 миллионов евро. Железнодорожная ветка Элиста — Аксарай свяжет Калмыкию — через Астраханскую область и Казахстан — с Синцзянь-Уйгурским автономным районом КНР. В результате, из Китая до Элисты можно будет доехать без пересадок за четыре-пять дней. Строительство Аксарайской железной дороги будет завершено к концу 2008 — началу 2009 года. Я думаю, что после этого процесс переселения китайских калмыков из Синцзянь-Уйгурского автономного района в Калмыкию пойдет еще более быстрыми темпами.

Раздел: 
Общество
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: