КОМУ И ЧТО ДАЛ НЕОЖИДАННЫЙ СКАНДАЛ

17/05/2006 - 21:29
Читать u-f.ru на

В мире полыхает карикатурный скандал, перерастающий в крупномасштабное «столкновение цивилизаций», о котором предупреждал американский политолог Самуил Хантингтон. Конфликт, возникший из–за публикации в европейских газетах карикатур на пророка Мухаммеда, перерос вначале в массовые акции протестов мусульман, затем — в погромы и поджоги дипмиссий европейских стран, а сейчас уже угрожает стать новым источником мирового конфликта религий.
В начале февраля в столице Франции срочно были эвакуированы из здания редакции сотрудники газеты France–Soir, после того как неизвестные, позвонив по телефону, заявили, что намерены взорвать редакцию газеты, опубликовавшей карикатуры на пророка Мухаммеда.

Именно France–Soir перепечатала тогда карикатуры на пророка Мухаммеда, изначально опубликованные в Дании. В дальнейшем ее примеру последовали ряд других парижских изданий, в основном левого толка.
Следом в Париже прошла крупная манифестация мусульман, которые требовали наказать издания, опубликовавшие оскорбительные для верующих карикатуры.
В тот же день по столице Ливана, особенно по району, прилегающему к дипломатической миссии Дании, прокатились беспорядки. По словам очевидцев, здание консульства было подожжено, демонстранты забросали камнями полицейских, манифестанты блокировали все улицы в районе Табарис, в котором расположено консульство. А накануне исламисты сожгли помещения посольств Дании и Норвегии в Дамаске.
Ведущие деятели ООН, Европейского союза и Организации Исламская конференция (ОИК) обратились к мусульманскому миру с совместным призывом к спокойствию.
В заявлении Кофи Аннана, координатора внешней политики ЕС Хавьера Соланы и главы ОИК Экмелетдина Ихсаноглу содержались призывы ко всем сторонам проявить сдержанность. «Мы верим, что свобода слова предполагает ответственность и благоразумие, уважение к убеждениям и догматам всех религий. Однако акты насилия, совершенные в последнее время, превысили предел мирного протеста», — говорилось в заявлении.
В этой истории есть несколько аспектов.
С геополитической точки зрения легко увидеть за этим скандалом руку США. Эту руку следует, впрочем, видеть повсюду — это не паранойя, но прямое следствие из открытых претензий США на глобальный контроль. К тому, кто заявляет о глобальном контроле, все претензии и предъявляются. Вполне логично.
В данном случае Вашингтон только выигрывает от возрастающих противоречий между Европой и исламским миром. Европа — экономический конкурент США. Исламский мир — идеологический противник нового американского империализма. Если бы эти две силы сомкнулись, США получили бы очень серьезного и динамичного противника — со своей собственной геополитической повесткой дня. Альянс Европы объединенный с исламским миром, дал бы принципиально новую геополитическую силу и подорвал бы влияние США как в Европе, так и на Ближнем Востоке.
По принципу «кому выгодно, тот и замешан» вполне можно найти в этой истории американский след — и для Вашингтона с его прямым влиянием на Западную Европу через атлантистские структуры и круги европейских ультралибералов, и с его контролем за определенными радикальными кругами исламского фундаментализма, поспособствовать этой провокации было совсем не трудно.
Вместе с тем, конфликт обнаруживает и более глубокие реалии.
Мы уже как–то подзабыли, что современная западноевропейская культура в основе своей является не просто нерелигиозной, секулярной, светской, но и антирелигиозной. Эпоха Просвещения начиналась с атаки на традицию и религию. А именно — на христианскую религию.
Современный Запад прошел за последние века большой путь по осмеянию и дискредитации своих собственных святынь. И те, кто был против этого, например сторонники Вандеи, пролили немало крови, пытаясь защитить от таких карикатуристов и насмешников христианскую веру своих отцов.
Но если сами европейцы давно признали поражение религии перед лицом модерна, то мусульмане находятся в свершено иной фазе своего развития. Они не готовы плевать на свои корни и издеваться над своей верой.
Можно было бы в этой истории однозначно встать на позиции мусульман, которые имеют достаточно энергии и убежденности, чтобы защищать свои сакральные ценности от святотатства декадентского Запада, если бы не одно «но».
Весь конфликт разгорелся из–за того, что современная Европа насыщается сверх всякой меры выходцами из исламского мира, которые хотят одновременно пользоваться благоприятными материальными стандартами Европы, и претендуют на сохранение своей собственной идентичности.
И вот это уже не гордость бесстрашных шахидов, а двойной стандарт.
Проникая в сытую Европу правдами и неправдами, прибедняясь и стеная, взывая к фондам и правозащитным организациям, выходцы из мусульманских стран оказываются, наконец, там. Но, получив из жалости гражданство, пособие, жилье и страховку, они расправляют плечи и начинают жить по–своему, нисколько не считаясь с европейской культурой. Более того, презрительно оплевывая ее.
Эта культура на самом деле в сегодняшнем состоянии заслуживает лишь брезгливости и омерзения. Но тогда нечего в этой Европе и делать!
Материальный комфорт современных европейцев — это их плата за продажу души маммоне, за поклонение «золотому тельцу». Правильный мусульманин должен жить в исламском мире — даже если там бедно и трудно. Но зато там он на полном основании сохранит и укрепит и традицию, и гордость, и достоинство.
В этой неприятной истории России некого поддерживать. Циничный Запад с его оскорбительными карикатурами нам неприятен. Но и двойной стандарт мусульманских иммигрантов выглядит как–то недостойно.
Для всех лучше жить там, где живешь. И не лезть со своим уставом в чужой монастырь. Если кто–то хочет у нас поучиться — милости просим. И пусть за исламом европейцы едут на Восток или в страны Магриба. А мусульмане, если уж решили европеизироваться, пусть усваивают европейские ценности и обычаи. В том числе — и отрицательные. За все надо платить.
Наши же, российские мусульмане, пусть живут, где живут испокон века. В мире и согласии, уважая русскую веру, сохраняя лояльность государственности и разделяя нашу культуру.
Кстати

Председатель Духовного управления мусульман Ростовской области Джафар Бикмаев призвал прихожан не участвовать в противоправных акциях в ответ на публикацию карикатур пророка Мухаммеда в ряде европейских печатных изданий:
— Нет сомнения, что подобные публикации оскорбляют чувства правоверных, однако я призвал прихожан кафедральной мечети не участвовать ни в каких противоправных действиях и акциях по этому поводу.
Он отметил, что прихожане согласились с ним в том, что сегодня надо вести себя особенно корректно с представителями других религий.
— Я ответственно заявляю — никаких противоправных действий в связи со скандальными публикациями со стороны мусульман в области не готовилось и не готовится, — подчеркнул Д. Бикмаев.
В то же время он осудил факты погромов, которые были отмечены в ряде стран:
— Идеология ислама ни в коем случае не оправдывает такие поступки, и если в этом случае пострадают невинные люди, то и по-светски, и по-мусульмански это называется бандитизмом.
По словам главы ДУМ Ростовской области, ныне в регионе проживает около 500 тысяч человек, исповедующих ислам. Всего в области действуют 19 мечетей и молитвенных домов, в том числе две мечети – в Ростове-на-Дону.

Автор: Сергей САХАРКОВ