СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

17/05/2006 - 21:29
Читать u-f.ru на

С 40-ЛЕТНИМ СПИКЕРОМ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ (ПАРЛАМЕНТА) КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ СЕРГЕЕМ СМОРОДИНЫМ БЕСЕДУЕТ НАШ НЕШТАТНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ СУЛТАН НАРТОКОВ.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Сергей Александрович Смородин родился 26 октября 1965 года в городе Усть-Джегута Ставропольского края.
Образование высшее – окончил Ростовскую государственную экономическую академию по специальности «маркетинг».
На Карачаево-Черкесском цементном заводе прошёл путь от рабочего до генерального директора ОАО «Кавказцемент».
С 29 марта 2004 года – председатель народного собрания (парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
Кандидат экономических наук.

– Сергей Александрович, как выглядит коллективный портрет депутатского корпуса республики?
– В законодательную власть пришли грамотные, квалифицированные и профессионально заинтересованные в решении проблем социально-экономического развития республики люди. Сегодня в парламенте работают 13 докторов и кандидатов наук, 90 процентов депутатов имеют высшее образование, четверо удостоены почетных званий, каждый второй депутат руководит трудовым коллективом. Третий созыв нашего парламента помолодел: каждый пятый депутат – в возрасте до 40 лет. Несмотря на то, что депутатский корпус значительно обновился, можно говорить и о парламентской преемственности: 18 депутатов из 73 избранных работали и в предыдущих созывах.
Другое важное отличие обусловлено тем, что в этот раз выборы депутатов впервые проводились по смешанной системе – пропорционально-мажоритарной. Одна половина депутатов избиралась по партийным спискам в едином республиканском избирательном округе, другая – в 36 одномандатных округах. То же впервые в истории парламентаризма в республике на территории, где компактно проживают абазины (они имеют статус малочисленного народа) было образовано два округа.
Таким образом, действующий состав депутатского корпуса довольно точно отражает как социальный, так и политический срез нашего общества. В парламенте образованы несколько фракций: 45 депутатов – единороссы, 9 – коммунисты, по три мандата у ЛДПР и партии «Истинные патриоты России».
- Как можно сформулировать генеральную линию деятельности парламента республики?
– Формула проста: социально ориентированное законотворчество. Мы исходим из того, что наша работа должна реально служить улучшению жизни жителей республики. А это можно добиться путем дальнейшего совершенствования и развития законодательной базы социально-экономического возрождения Карачаево-Черкесии.
Депутаты парламента занимаются этой работой целенаправленно, на плановой основе. Хочу подчеркнуть, что за полтора года работы мы приняли более десяти законов, которые в соответствии с требованиями времени регулируют вопросы, связанные с защитой и социальной поддержкой таких слоев населения республики, как ветераны, инвалиды, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, многодетные семьи, отдельные категории граждан, проживающих в сельской местности.
– Каково влияние парламента на бюджетный процесс в Карачаево-Черкесии?
– Депутаты строят эту работу в строгом соответствии с требованиями Бюджетного кодекса. В результате при обсуждении проекта закона о бюджете республики на 2005 год они отстояли свою принципиальную позицию и впервые проголосовали за социально ориентированный бюджет.
В связи с этим надо отметить, что в ходе реформы местного самоуправления в республике выявились проблемы, которые характерны и для России в целом. Я прежде всего имею в виду несоответствие властных полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении ресурсам, в первую очередь – финансовым. Для нас совершенно очевидно, что как федеральные власти, так и региональные, должны в полном объеме выполнять свои обязанности по закреплению стабильных, на многие годы вперед, нормативов формирования экономической основы жизни муниципальных образований.
В законе о республиканском бюджете определяются размеры субвенций, дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности сельских муниципальных образований (СМО). Это своего рода трансферты, и они тоже доходная статья бюджетов СМО. Уверен, что в дальнейшем нам надо идти по пути совершенствования межбюджетных отношений, справедливого распределения налоговых поступлений, полномочий и ответственности между уровнями публичной власти.
– Сергей Александрович, как выглядит экономическая составляющая законотворческой деятельности парламента?
– Во-первых, надо отметить, что вообще вся законотворческая деятельность парламента строится на плановой основе. Если говорить об экономической составляющей, то отмечу закон о прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Карачаево-Черкесии, принятый летом прошлого года. В прежние времена на законодательном уровне так вопрос вообще даже не ставился. Теперь он поставлен, и этот закон стал базисным, своего рода фундаментом экономического возрождения республики. Я убежден, что он даст и уже дает мощный импульс развитию республики. Закон этот определяет приоритеты в экономике и социальной сфере, рыночную стратегию перехода Карачаево-Черкесии к устойчивому развитию, укрепляет конкурентные позиции республики.
– А какова позиция парламента Карачаево-Черкесии в укреплении этих позиций?
– Одним из основных преимуществ Карачаево-Черкесии, выгодно отличающих ее не только от других регионов России, но и от ведущих европейских стран, являются уникальные природные туристско-рекреационный и санаторно-курортный комплексы. Поэтому туризм и туристический сервис должны стать одним из основных факторов перспективного роста республики. Ведь природно-климатические условия, топология склонов, площади возможного освоения для горнолыжных трасс превосходят аналогичные возможности лучших европейских горнолыжных центров.
Далее отмечу такую отрасль, как производство стройматериалов. Она может и должна стать структурообразующей, ведущей по объемам продаж и занятости. Даже в условиях острой конкуренции на рынке строительных материалов, их качество и качество конструкций из них не уступает среднероссийскому показателю при ценах более низких, чем в центральных регионах страны и на Северном Кавказе.
Богатство и разнообразие минеральных вод, а также практически неисчерпаемые запасы талых вод – еще одно конкурентное преимущество республики, которая по этому показателю является бесспорным лидером в Российской Федерации. Но пока возможности источников минеральных и питьевых вод используются не более чем на 1,5-2 процента.
Эффективное развитие бизнеса по основным конкурентным позициям республики невозможно без создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского имиджа Карачаево-Черкесии. Для этого нужна соответствующая нормативно-правовая база, стимулирующая меры государственной поддержки деловой активности, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.
Наш парламент уже принял целый ряд законов по этой важной теме. Например, законы «О государственной поддержке инвентаризационной деятельности на территории Карачаево-Черкесской Республики» и «О государственной поддержке организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков на территории Карачаево-Черкесской Республики».
Недавно, на ХХI сессии, депутаты продолжили работу в этом важном направлении. Во-первых, была одобрена и принята республиканская целевая программа «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике», рассчитанная на 2006-2008 годы. Цели ее ясны, а задачи определяются целью программы: создание правовой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельн
ости, повышение благосостояния широких слоев населения, вовлеченных в этот вид деятельности.
Эта программа будет финансироваться как за счет средств республиканского, так и федерального бюджетов, Фонда поддержки малого предпринимательства. Планируется и привлечение целевых кредитов коммерческих банков, иностранных инвесторов. В целом для реализации программы требуется более 486 миллионов рублей. Ее финансовое обеспечение будет ежегодно рассматриваться при утверждении республиканского бюджета с согласия парламента республики и экспертного совета при правительстве Карачаево-Черкесии.
На этой же сессии депутаты проголосовали за то, чтобы наш парламент выступил с законодательной инициативой по вынесению в Государственную Думу России проекта Федерального закона «О свободной экономической зоне туристско-рекреационного типа «Домбай-Архыз» в Карачаево-Черкесской Республике.
Любые инвестиции в туристско-рекреационный комплекс имеют хорошие перспективы. Но для этого необходима соответствующая правовая база. Мы надеемся, что наша законодательная инициатива будет поддержана в органах власти РФ.
– Расскажите, пожалуйста, о межпарламентских связях народного собрания Карачаево-Черкесии. Какое значение вы им придаете?
– Такие связи у нас есть, и они успешно развиваются. Мы придаем их укреплению и развитию большое значение, потому что органы законодательной власти субъектов федерации занимаются одним делом: созданием правовой базы страны. И здесь нам необходимо координировать усилия.
На Юге России это делается в рамках Южно-Российской парламентской Ассоциации (ЮРПА). Народное собрание Карачаево-Черкесии входит в нее, шесть председателей комитетов нашего парламента являются членами различных комитетов ЮРПА. Мы принимаем активное участие в работе ассоциации в полном соответствии с планом законотворчества ЮРПА.
В этом году наши межпарламентские связи вышли за пределы Южного федерального округа. В мае, перед очередным заседанием совета ЮРПА, у меня состоялась рабочая встреча с заместителем председателя парламента Абхазии. Мы обсудили целый ряд вопросов взаимовыгодного сотрудничества законодателей. Один из них касался возможностей вступления абхазского парламента в ЮРПА.
Мне эта идея сразу показалась весьма продуктивной. Абхазия давно тяготеет к России вообще и к ее южным регионам в частности. Республика является активным членом экономического союза «Северный Кавказ», большинство ее жителей имеют российское гражданство. Вскоре законодатели Юга России обсудили эту идею, позиция нашего парламента, которую активно поддержал спикер законодательного собрания Кубани Владимир Андреевич Бекетов, во многом определила положительное решение этого вопроса. Народное собрание Абхазии вошло в состав Южно-Российской парламентской Ассоциации.
Что касается парламента Карачаево-Черкесии, то нам сотрудничество в рамках ЮРПА с парламентариями субъектов федерации Юга России помогает выстраивать законотворческую деятельность по приоритетным направлениям социально-экономического развития республики.

Автор: Сергей САХАРКОВ