Бесконтрольный человеческий фактор

24/11/2006 - 16:52
Читать u-f.ru на

Виновными в авиакатастрофе в Иркутске оказались пилоты сгоревшего А-310.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) 22 ноября объявил, что причиной крушения самолета А-310 в аэропорту Иркутска, в результате которого погибли 124 человека, стали "бесконтрольные и непроизвольные" действия пилотов.

"Причиной катастрофы самолета А310 F-OGYP авиакомпании "Сибирь" явились ошибочные и бесконтрольные действия экипажа на этапе пробега после посадки в конфигурации самолета с деактивированным реверсом тяги одного двигателя. После приземления самолета командир воздушного судна при управлении реверсом правого двигателя непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован, из положения "малый газ" в положение значительной прямой тяги. При отсутствии должного контроля и информирования со стороны второго пилота за параметрами работы двигателей и скоростью движения самолета, имея достаточный резерв времени на распознавание сложившейся ситуации, экипаж не принял необходимых мер по переводу левого двигателя на "малый газ" или выключению двигателя", - говорится в официальном сообщении МАКа.

Переводя сказанное с языка специалистов на язык тех, кто на самолетах летает лишь в качестве пассажиров, это значит, что включая реверс, то есть обратную тягу на одном двигателе, пилот случайно передвинул ручку управления другим (обе ручки находятся рядом под правой рукой первого пилота). Таким образом, один двигатель самолета, уже ехавшего к этому моменту по взлетной полосе иркутского аэропорта, работал в режиме реверса, а второй во взлетном режиме.

В результате самолет съехал с взлетной полосы, врезался в бетонное ограждение и загорелся. Не помогли остановить самолет и тормоза на шасси - колеса просто скользили по мокрой от дождя земле.

Все по сюжету
Катастрофа аэробуса А-310 в Иркутске

Одной из первых в ходе расследования была выдвинута версия, согласно которой причиной катастрофы стали некие технические неисправности. Так представители Управления МЧС Иркутской области заявляли, что возгорание произошло внутри аэробуса при посадке. Однако уже 3 августа было обнародовано предварительное заключение следственной комиссии, в соответствии с которым самолет был полностью исправен, а случившееся есть ни что иное, как последствие ошибки экипажа.

Именно тогда представители следственной комиссии МАК впервые заявили, что один из двигателей сгоревшего А-310 работал до последнего момента во взлетном режиме, представители МАКа заявили еще 3 августа 2006 года. Однако, ни тогда ни сейчас следствие не смогло объяснить, каким образом оба пилота в течение целой минуты не замечали, что один из двигателей не тормозит, а разгоняет самолет, и почему экипаж самолета не предпринял никаких действий для того, чтобы перевести двигатель в нужный режим или заглушить его.

Ранее специалисты МАКа, говорили, что возможно причина кроется в блоке управления левым двигателем. Однако, теперь, когда расследование показало, что пилот просто случайно сдвинул ручку управления одним из двигателей, бездействие пилотом кажется еще более загадочным.

Впрочем, как отмечает газета "Время Новостей", такая версия аварии достоверной показалась не всем. Представитель управления инспекции по безопасности полетов "Ространснадзора" подписал окончательный отчет с "особым мнением", по которому включение левого двигателя произошло из-за сильной тряски при приземлении.

Напомним, что авария в Иркутском аэропорту произошла 9 июля 2006 года. Заходивший на посадку авиалайнер А-310, на борту которого находились 204 человека, включая членов экипажа, не остановился на взлетной полосе, а выкатился с нее и на большой скорости врезался в бетонное ограждение летного поля. От удара самолет загорелся. Общее число погибших в результате катастрофы составило 124 человека.

Автор: Сергей САХАРКОВ