Россия в зеркале зарубежной экономики

24/11/2006 - 18:40
Читать u-f.ru на

За последние недели были опубликованы сразу два материала, которые не могли не привлечь внимания общественности. Международный валютный фонд выработал позицию относительно экономической политики России. Практически одновременно было распространено заявление бывшего главы Федеральной резервной системы А. Гринспена относительно России.

Оба заявления звучат достаточно позитивно. И оба отмечают те потенциальные риски, которые представляют угрозу для устойчивого и динамичного развития страны в обозримом будущем. Не удивительно и то, что оба заявления выдержаны в духе последовательного бюджетного консерватизма, и суть их — в призыве проводить сдержанную бюджетную политику, не увлекаться популистскими проектами и не усиливать зависимость российской экономики от высокой конъюнктуры мировых цен на энергоресурсы.

В обоих высказываниях отдается должное продолжающемуся экономическому росту в России, который сопровождается некоторым повышением конкурентоспособности. Отмечается поворот к инвестиционному росту, хотя основным источником роста остается потребительский спрос, причина которого — рост реальной зарплаты и некоторое ослабление бюджетной политики.

Последний фактор вызывает главную тревогу. Если в 2004 году почти все конъюнктурные нефтяные доходы изымались, то в 2006 году бюджетный дефицит с исключением нефтяных доходов составляет порядка 7% ВВП. Иными словами, если бы доходов от нефти не было, то бюджет России был бы в тяжелейшем состоянии. А если в бюджет заложить средний уровень цен на нефть за последние десять лет, то бюджетный дефицит составит порядка 3% ВВП. Это стало результатом снижения налогов и роста бюджетных расходов, причем в 2007 году ожидается дальнейшее смягчение бюджетной политики.

По мнению МВФ, дальнейшее ослабление бюджетной политики в направлении роста зарплат, текущих расходов и снижения налогов вряд ли станет в будущем источником ускорения экономического роста. Эти расходы, да еще при замедлении структурных реформ, могут привести к опасному укреплению реального курса рубля и способствовать ухудшению структуры российской экономики. Речь идет об опасности для страны вновь попасть в ту структурную ловушку, к которой привела СССР политика бездумного наращивания в 1970-е годы бюджетных расходов и которая вызвала крах страны в результате падения цен на нефть.

И МВФ, и Гринспен признают сложность положения Центробанка, стремящегося при помощи операций с валютой сдержать укрепление рубля и снижение конкурентоспособности внутреннего производства. Как следствие — денежное предложение растет ускоренным темпом, и нестерилизованные валютные интервенции Центробанка препятствуют решению задачи торможения инфляции. Кроме того, Гринспен обращает внимание на институциональные ограничения российского рынка, снижающие эффективность действий денежных властей. Решать проблемы денежной политики особенно сложно, когда отсутствуют достаточно мощные и эффективные коммерческие банки, которые могли бы быть надежными партнерами ЦБ в его усилиях по поддержанию баланса между инфляцией и экономическим ростом.

Рассматриваемые нами авторы рекомендуют продолжить политику укрепления Стабилизационного фонда, предотвращающего перегрев экономики и риски возникновения тяжелого кризиса. И уж точно необходимо не допустить дальнейшего ослабления «ненефтяного» баланса государственного бюджета. А.Гринспен добавил к этому даже личностное заявление: «Хочу пожелать своему доброму другу Кудрину удачи. Пока он неплохо справляется со своими обязанностями».

Серьезной проблемой остаются структурные и институциональные реформы. Именно на них должно быть обращено основное внимание российских властей. МВФ справедливо отмечает, что высокий темп роста в России не должен быть увязан только с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Нельзя игнорировать и повышение активности частных производителей на поддерживаемую в стране макроэкономическую и политическую стабильность.

Однако большее внимание к структурной политике и защите прав собственности способствовало бы укреплению и, можносказать, оздоровлению роста. Это тем более важно в настоящее время, когда лежащие на поверхности факторы роста исчерпываются (свободные мощности, незанятые трудовые ресурсы), и в среднесрочном плане именно новые инвестиции станут главным источником роста. Среди направлений, по которым необходимо активизировать усилия, называются административная и судебная реформы, реформа естественных монополий, преобразования в здравоохранении, образовании, ЖКХ.

Ничего нового: достаточно посмотреть любые программные документы правительства, чтобы прочитать о том же. Впрочем, такое совпадение взглядов — дело неплохое. Важно только обеспечить продвижение по всем названным направлениям.

Автор: Сергей САХАРКОВ