Отставка Рамсфельда – расплата за авантюру в Ираке

09/11/2006 - 19:03
Читать u-f.ru на

В четверг западные СМИ комментируют поспешную отставку главы Пентагона Дональда Рамсфельда после поражения Республиканкой партии на выборах в конгресс США.

Надо отдать должное президенту Бушу за то, что он был честен, говоря о своей нечестности. На прошлой неделе он заявил репортерам ведущих информационных агентств – AP, Reuters, Bloomberg, – что Дональд Рамсфельд и Дик Чейни отлично справляются со своей работой и до конца второго президентского срока Буша останутся на постах министра обороны и вице-президента. На пресс-конференции, состоявшейся после выборов, президент практически признался, что врал, по крайней мере насчет Рамсфельда, пишет журнал Time в статье "Запоздалый уход Рамсфельда".

Нет ничего удивительного в том, что Рамсфельд наконец ушел с должности министра обороны, на которой его заменит бывший глава ЦРУ Роберт Гейтс. Удивительно, что это заняло так много времени. Задолго до того, как газеты Army Times и Marine Times начали призывать к его отставке, даже до того, как Джон Маккейн объявил, что утратил доверие к Рамсфельду, резкий министр обороны потерял почти всех союзников в Белом доме. Одно только упоминание его имени заставляло помощников президента скрипеть зубами и закатывать глаза. Он стал помехой для президента, и его помощники знали об этом и негодовали по этому поводу. Если бы решение зависело от них, "Рамми" указали бы на дверь еще несколько месяцев, если не несколько лет, назад.

После того как Буш на прошлой неделе объявил о непоколебимой поддержке Рамсфельда, красноречивым фактом стало то, сколь немногие помощники президента были готовы подтвердить его слова. Отвечая на вопрос о выступлении Буша по поводу Рамсфельда, один из правительственных чиновников даже не пытался скрыть горечи, которую вызвал у него этот вопрос, и не стал говорить на эту тему. Он и некоторые другие дали понять, что президент сказал то, "что он должен был сказать". Другими словами, поддержка Буша Рамсфельду должна была длиться ровно до того момента, как закроется последний избирательный участок во вторник ночью.

Поскольку объявление об отставке Рамсфельда прозвучало всего через несколько минут после того, как новый спикер Нэнси Пелоси призвала ввести новое гражданское руководство в Пентагоне, оно может быть расценено как акт политической целесообразности, жертва новой демократической силе на Капитолийском холме. И так оно и было. Но подлинно целесообразным решением, которое могло бы действительно помочь Бушу и республиканцам в конгрессе в период, когда это имело значение, то есть до дня выборов, была бы отправка Рамсфельда в отставку еще на прошлой неделе, в прошлом месяце или в прошлом году, считает издание.

Tagesspiegel пишет, что выборы в конгресс в США стали, главным образом, референдумом по политике Джорджа Буша.

Общенациональный успех демократов был предсказуемым – и, тем не менее, неожиданным. Тенденция возникла еще летом. С начала сентября опросы стабильно прогнозировали демократическое большинство в палате представителей. Когда осенью республиканцев потрясли очередные коррупционные и сексуальные скандалы, вдруг оказалось, что расстановка сил может поменяться и в сенате.

Выборы стали референдумом о политике Буша и его партии. Опросы показали, что четырьмя основными мотивами, которыми руководствовались избиратели, были коррупция, террористическая опасность, отношение к демократическим ценностям и иракская политика. Их оценка по регионам оказалась очень различной. Ирак был не единственной, но все же первостепенной темой.

Большинство не хочет быстрого вывода войск, однако, пожалуй, выступает за смену курса – постепенное начало отхода. В основном преобладает ощущение, что Буш ведет США в неверном направлении. Граждане сказали "нет" президенту и его партии, однако так и не решились на четкое "да" демократам. Те не сформулировали детальной альтернативной политики по большинству вопросов. Общий настрой на перемены можно увидеть и в том, что демократы получили большую часть из 36 губернаторских постов, голосование по которым проходило во вторник. Борьба за Белый дом в 2008 году будет проходить на фоне укрепления власти демократов в регионах, считает издание.

Во внешней политике США мало что изменится, а если изменения и последуют, то они будут постепенными. Темы определяются международными кризисами: Ирак, Иран, Северная Корея, Израиль и Палестинская автономия.

Итальянская La Repubblica отмечает, что иракская реальность постепенно сделала очевидным факт отсутствия необходимого планирования и развеяла одну за другой фантазии – сначала Буша ("миссия выполнена"), потом Чейни ("сопротивление переживает агонию") и, наконец, Рамсфельда ("мы побеждаем"). И окунула в грязь "Абу-Грейба" и пыток иракских заключенных американскими военнослужащими.

Рамсфельд в то время мог пойти на смену курса. Но министр обороны, напротив, избрал дорогу минимизации, ограничившись охотой за непосредственными исполнителями. Более того, до сегодняшнего дня он сохранил возможность применения пыток к заключенным, находящимся в руках американцев, ради национальной безопасности.

Рамсфельд своим уходом платит за военно-политический крах иракской авантюры. "Все изменилось. Появился новый конгресс, другая атмосфера, предстоят президентские выборы: будет лучше для всех, если я уйду", – сказал вчера бывший министр в момент прощания.

В Вашингтоне некоторые убеждены, что Рамсфельдом пожертвовали, чтобы выставить его в качестве козла отпущения в ходе будущих расследований, пишет газета.

Британская The Financial Times в статье "До Блэра долетает ледяной ветер поражения Буша" утверждает, что по репутации Тони Блэра нанесен еще один удар в результате крупного поражения президента Буша на выборах в американский конгресс.

В последние три года Блэр неуклонно следовал политике администрации Буша в Ираке, поэтому поражение республиканцев на выборах, в ходе которых избирателями двигали в первую очередь соображения, связанные с вторжением в Ирак, будет многими воспринято как очередная фаза затмения в карьере Блэра.

На Даунинг-стрит в среду попытались приуменьшить ощущение, что поражение Буша привело к сопряженному ущербу для премьер-министра Великобритании. Сторонники Блэра настаивают, что победившие демократы не стремятся к поспешному выводу войск из Ирака, даже если они и воспользовались глубоким общественным недовольством войной.

Победа демократов в палате представителей и в сенате означает, что сейчас конгресс может начать ретроспективные расследования войны в Ираке. Любые расследования приведут к громким новостям не раньше, чем Блэр покинет свой пост. "Однако то, что они обнаружат, может оказаться неприятным, – говорит Марк Леонард, директор по международной политике Центра европейских реформ. – Конгресс почти наверняка займется расследованием причин начала войны и недостатка подготовки к управлению Ираком после Саддама. Это может сделать предметом общего достояния подробности о недостаточности реального влияния Блэра на то, что контролировала администрация Буша".

В конечном итоге многие британские политики задаются вопросом, что означают результаты выборов для отношений между президентом Бушем и будущим премьером Гордоном Брауном, который, как ожидается, приступит к исполнению обязанностей в следующем июне.

Если Буша вынудят занять более мягкую позицию в международной политике, это может облегчить Брауну работу с ним. Однако в последние два года президентства Буш может почувствовать себя свободнее, поскольку он больше не должен бороться за популярность, чтобы выиграть в следующих выборах, и, следовательно, не станет идти на уступки по поводу климатических изменений или Ближнего Востока.

Обзор прессы

Автор: Сергей САХАРКОВ