Реформа ЖКХ, инвестиции в экономику и электроэнергия без дефицита?

20/10/2006 - 17:17
Читать u-f.ru на

Эти вопросы обсуждались на совместном заседании Совета глав субъектов Южного федерального округа в прошедшую пятницу.
20 октября в г. Элисте под председательством полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрия Козака состоялось совместное заседание Совета глав субъектов РФ, расположенных в пределах ЮФО, и Совета Ассоциации «Северный Кавказ», на которое было вынесено пять вопросов.

Первым был обсуждtн вопрос совершенствования механизмов реализации органами государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах ЮФО, своих полномочий по реформированию социальной сферы и ЖКХ.

Реформирование системы государственного управления в социальной сфере было рассмотрено как одно из важнейших условий стабилизации социально-экономического положения в Южном федеральном округе.

Если раньше практически все службы социальной защиты были государственными, то теперь – часть являются муниципальными, часть – государственными, что затрудняет организацию их деятельности. К примеру, региональные министерства труда и социальной защиты населения, приобретая детские путевки в оздоровительные учреждения, передают их на основе заключаемого соглашения в муниципальные управления для дальнейшей выдачи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и проживающим на их территории. При этом правовые основания для этого отсутствуют, поскольку соответствующие государственные полномочия органам местного самоуправления не переданы.

Главы регионов ЮФО подняли на заседании проблему процедурных сложностей, связанных с необходимостью передачи органам местного самоуправления отдельных федеральных полномочий или полномочий, находящихся в совместном ведении регионов и Российской Федерации. Только в течение 2005 – 2006 годов Правительством Российской Федерации на уровень субъекта переданы полномочия по возмещению затрат за предоставление мер социальной поддержки федеральным льготникам: инвалидам, ветеранам войны, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, Героям СССР и Российской Федерации, Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Славы и ордена Трудовой Славы, ежегодная денежная выплата донорам, оформление документов, выдача удостоверений и так далее.
В итоге в ряде субъектов ЮФО, в частности в Ставропольском крае краевой, прокуратурой (по итогам проверки) готовятся протесты в связи с незаконностью действующих постановлений и распоряжений Правительства Ставропольского края от 16.02.05 № 27-п, от 07.02.05 № 29-рп, от 11.02.05 № 33-рп, от 30.05.05 г. № 276-рп, от 15.05.06 № 32-п по передаче муниципальным районам и городским округам полномочий по возмещению затрат предприятиям за предоставленные меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг вышеперечисленным категориям граждан.

До сих пор остается неясным и неурегулированным с нормативной точки зрения вопрос, какими силами региональные министерства труда и социальной защиты населения будут осуществлять весь объем работы по перечисленным полномочиям и функциям при отсутствии территориальных органов. А это более 4 млн человек, которые должны будут обращаться непосредственно в региональные министерства, и более 20 тысяч предприятий, которые предоставляют меры социальной поддержки.

Отсюда возникает необходимость создания территориальных государственных органов социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах с подчинением краевому министерству труда и социальной защиты населения, что значительно улучшит работу органов социальной защиты населения.

Сегодня на территории регионов и субъектов ЮФО также реализуется ведомственная целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса на 2005-2007 годы». Она направлена на реконструкцию и модернизацию объектов жилищно-коммунального комплекса, основным источником ее финансирования остаются краевые и областные бюджеты.

В программе существенное место отведено финансово-экономическому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального комплекса края. С этой целью из региональных бюджетов выделяются средства на реструктуризацию и погашение задолженности государственных предприятий ЖКХ, на разработку целевых научно-технических программ подготовки и повышения квалификации работников отрасли и создание в ней информационной системы, а также ежегодное проведение конкурсов.

Муниципальные образования регионов Южного федерального округа тоже принимают участие в реализации основных мероприятий программы. Но, в силу недостаточности собственных средств, – не столь активно.

К сожалению, реконструкция и модернизация жилищного фонда не подкреплены в достаточном объеме финансированием ни из местных, ни из федерального бюджетов. Учитывая высокую степень износа жилищного фонда, одних муниципальных средств явно недостаточно для его восстановления. Поэтому в июле - августе 2006 года в адрес Росстроя были направлены ряд писем с просьбой об оказании поддержки собственникам жилых помещений путем предоставления им субсидий на проведение капитального ремонта жилищного фонда.

Такая же ситуация складывается и с капитальным ремонтом жилищного фонда, который осуществляется за счет трех источников финансирования: средств, поступающих из местных бюджетов, средств, поступающих от платежей населения, и за счет средств региональных бюджетов. Денег опять же явно недостаточно.

Все происходящие процессы в отрасли протекают в условиях реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. и № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Учитывая сложившуюся специфику деятельности жилищно-коммунального комплекса, предпочтительным признан вариант безвозмездной передачи государственных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства единым имущественным комплексом в муниципальную собственность районов, что уже сделано в ряде субъектов ЮФО.

Именно процесс оформления передачи полномочий на уровень района как раз и вызывает много противоречий. Там, где достичь согласия не удалось, избраны другие пути решения по передаче имущества в муниципальную собственность.

Другой не менее острой проблемой является управление многоквартирными домами, которое смогут осуществлять только те предприятия, которые выиграют это право по результатам проводимого муниципалитетами открытого конкурса. При создании товариществ собственников жилья и без того возникает много барьеров. Чтобы они были более самостоятельными, необходимо на федеральном уровне отменить взимание налога на прибыль с собранных жильцами средств на капремонт дома. Передать им в собственность придомовую землю, доходы от аренды подвалов и других помещений, от рекламы и т.д.

Учитывая то, что на рынок услуг ЖКХ с каждым годом приходит все больше частных операторов, руководство края обращает внимание органов местного самоуправления на сохранение и укрепление существующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Одновременно проводится разработка нормативно-правовой базы в связи с реализацией Жилищного кодекса РФ. Принят закон Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае».

Также участники заседания обсудили основные итоги деятельности некоммерческого партнерства «Агентство инвестиций и развития Юга России».

Большинство глав регионов и субъектов ЮФО отметили большую заинтересованность в деятельности некоммерческого партнерства «Агентство инвестиций и развития Юга России» и намерены и впредь развивать с ним сотрудничество. В 2006 году было подписано соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности между рядом субъектов ЮФО и Агентством инвестиций и развития ЮФО. При содействии последнего завершаются работы по созданию аналогичных агентств в Ставропольском, Краснодарском краях, Астраханской области.

Основными направлениями деятельности Агентства станут:

- формирование предложений для потенциальных инвесторов;

- сопровождение инвесторов и их проектов;

- подготовка аналитических материалов об инвестиционном климате и ресурсном потенциале региона;

- подбор оптимальных площадок для реализации инвестиционных проектов;

- совершенствование региональной нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности;

- разработка мер поддержки приоритетных инвестиционных проектов региона.

Кроме того, было обсуждено предложение ОАО «Роскоммунэнерго» по созданию гарантирующего поставщика электрической энергии в муниципальных образованиях субъектов РФ, расположенных в пределах ЮФО.

Актуальность вынесенного на сегодняшнее заседание вопроса очевидна. В условиях роста дефицита электрической энергии в стране эта проблема приобретает особую остроту. Поэтому постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», которым предусматривается льготный порядок получения гарантирующим поставщиком статуса субъекта оптового рынка, принято с достаточным пониманием.
Наиболее приемлемый путь для сохранения сбытовой деятельности предприятий коммунальной энергетики – это получение статуса гарантирующего поставщика и выход на оптовый рынок электроэнергии.

В дальнейшем наиболее оптимальным является вариант объединения организаций, получивших статус гарантирующего поставщика.

Был рассмотрен ход подготовки к Международной выставке «Зеленая неделя – 2007» (Берлин, 19-28 января 2007 г.) и Международной выставке недвижимости «MIPIM-2007» (Канны, 13-16 марта 2007 г.)

В настоящее время в ряде регионов ЮФО ведется работа по разработке государственного контракта на оказание услуг по обеспечению работы делегации официальных и деловых кругов в Международной выставке-ярмарке коммерческой недвижимости «MIPIM-2007» в период с 13 по 16 марта 2007 года.

Участие в работе двух наиболее значимых международных выставок позволит получить максимально возможный результат по привлечению инвестиций в экономику Южного федерального округа.

В заключение участники заседания утвердили программу «Предупреждение чрезвычайных ситуаций эпидемического характера и санитарная охрана территорий Южного федерального округа Российской Федерации от заноса и распространения инфекционных болезней (2007-2011 гг.)».

В рамках заседания отмечалось, что в Южном федеральном округе создана структура, занимающаяся привлечением инвестиций в регионы. Уже в ноябре-декабре ожидаются визиты потенциальных инвесторов в ряд субъектов округа.

Кроме того, ожидается, что в следующем году будет осуществлен комплекс мер по обеспечению эффективности работы муниципалитетов и всех муниципальных учреждений в Южном федеральном округе.

Автор: Сергей САХАРКОВ