ОТСТАИВАТЬ ЗАКОНЫ ОБЛАСТИ НА ВСЕХ УРОВНЯХ

17/05/2006 - 21:29
Читать u-f.ru на

Подведены итоги работы за прошлый год в Волгоградской областной думе - в органе власти, от решений которого, по большому счету, зависит деятельность всех сфер, всех предприятий и организаций региона. За комментарием по поводу результатов деятельности народных избранников мы обратились к председателю областной думы Виталию Викторовичу ЛИХАЧЕВУ.
- В соответствии с законом о бюджетном процессе, с соблюдением всех сроков принят бюджет области на 2006 год, - рассказал Виталий Викторович. - Главный финансовый документ области принят с дефицитом – ожидаемая сумма доходов меньше суммы расходов, и именно эти параметры при подготовке проекта были предметом споров с администрацией региона. Но в процессе поэтапного рассмотрения документа в первом, втором и третьем чтениях исполнительная и законодательная власть пришли к компромиссным решениям. Дефицит бюджета – это объективная реальность, и в этом даже есть плюс: дефицит побуждает к поиску дополнительных источников дохода. Многие поправки депутатов администрация региона одобрила. Здорово, что еще до вынесения бюджета на думу по предложению председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Анатолия Бакулина были проведены открытые публичные слушания по законопроекту, так называемое нулевое чтение. На них были приглашены представители из районов области, специалисты самых разных сфер, члены общественных организаций. Высказали и приняли к сведению множество дельных замечаний и предложений. Мероприятие получило высокую положительную оценку участников – в прошлые годы проект бюджета не выносился на широкое обсуждение.
При разработке бюджета в думе практически ежедневно с начала до конца рабочего дня заседали рабочие группы, велись совещания, споры. Работа проведена колоссальная, и радует, что все это оказалось не напрасным. Найдено взаимопонимание со многими территориями. Безусловно, у каждого руководителя есть свое достойное уважения мнение о том, каким должен быть бюджет. Больше всего замечаний было высказано, пожалуй, от руководства города Волгограда, являющегося донором и формирующим большую часть доходов областного бюджета. Мы нашли возможность увеличить финансирование областного центра на 500 миллионов рублей по сравнению с предложениями областной администрации. Приняты компромиссные решения и в отношении города Волжского и других, дотационных территорий, – городов Михайловки, Камышина, Урюпинска, Городищенского, Калачевского, Среднеахтубинского, Светлоярского районов. Я как председатель думы благодарен своим коллегам – депутатам от этих и других территорий за внесенные в бюджет коррективы. Но должен заметить: во многих муниципальных образованиях есть перспективы увеличения собственной доходной базы, поэтому на местах необходимо задействовать не использующиеся сегодня резервы. О хорошей проработке проекта бюджета области свидетельствует тот факт, что за закон отдали голоса 28 депутатов.
- Предусмотрены ли способы заинтересовать территории в поиске дополнительных доходов?
- В окончательном чтении принят закон «О фонде стимулирования деятельности муниципальных образований Волгоградской области по увеличению налоговых доходов». Этот фонд предполагается создать в составе областного бюджета за счет поступлений от налога на доходы физических лиц, транспортного налога и налога на игорный бизнес. Объем фонда будет зависеть от размеров превышения запланированных в главном финансовом документе области на очередной год бюджетных назначений по муниципальным образованиям. Предполагается, что реализация закона позволит муниципальным образованиям, перевыполнившим план по предусмотренным в бюджете очередного финансового года показателям, получить из фонда стимулирования дополнительные доходы в размере 60 процентов от объема превышения дополнительных финансовых показателей. До последнего времени не было системы, которая заинтересовывала бы районного или местного главу стремиться к увеличению доходной базы, привлекать инвестиции, не просто дублировать функции налоговой инспекции, а создавать новые предприятия. Главная цель закона о фонде стимулирования муниципальных образований – уйти от их дотационности. Яркий пример из практики: когда мы приняли закон «О ставках налога на игорный бизнес», администрация Волгограда провела инвентаризацию и выявила, что из действующих 2000 игровых автоматов 1200 не были зарегистрированы. Теперь они работают на бюджет и пополняют его доходную часть. И долю собранных сверх плана средств по этому налогу город теперь сможет оставить себе.

- Не секрет, что более 60 процентов областной казны предусмотрено на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы и муниципалитетов. А как на законодательном уровне в 2006 году видится развитие области, подъем экономики, без которого не выживет социальная сфера?
- Безусловно, необходимо все силы бросить на экономический подъем региона. Разумеется, будут приниматься меры по развитию малого и среднего бизнеса в рамках принятой думой программы. Большую ставку мы делаем на сельское хозяйство. В эту отрасль будут направляться средства для поддержки и развития крестьянских хозяйств, подворий. Помощь из бюджета необходима, конечно же, не только для того, чтобы поддержать владельцев подворий и их семьи, главная цель такой поддержки – обеспечить рост количества производимой сельскохозяйственной продукции, насыщение рынка разнообразными товарами, увеличение числа рабочих мест.
- Существуют ли пути привлечения на развитие области средств из федерального бюджета?
- Несколько лет подряд в порядке софинансирования сельхозпроизводители области получали компенсацию двух третей ставок по кредитам. Таким образом создавались условия для развития инвестиционного климата в растениеводстве. Производство зерна заметно выросло, но возникла другая проблема – трудности со сбытом. Цена на зерно начала падать. Чтобы этого не происходило, надо развивать животноводство. Сегодня принята президентская программа развития животноводства, по которой в лизинг можно получать свинокомплексы, молочные комплексы, осваивать на них новые технологии, которые необходимы, чтобы производить более доступные продукты – свинину по цене 30 рублей за килограмм, молоко – по 2,5 – 3 рубля за литр. Через два-три года Россия, возможно, вступит в ВТО, и если российская продукция не будет конкурентоспособной, все наши усилия окажутся тщетными. Область располагает возможностями и готова идти навстречу участникам программы и оказать помощь в виде предоставления государственных гарантий.
- Как следует из некоторых источников, ряд законов, принятых на областном уровне, не соответствует федеральным нормам, и это служит постоянным поводом для претензий прокуратуры. Как вы это объясните?
- Федеральное законодательство изменяется динамично, и немедленно реагировать на эти коррективы регионы не всегда могут по объективным причинам. Тем не менее, в повестке каждого заседания нашей думы есть блок вопросов о внесении изменений в действующее областное законодательство. Иными словами, работа над строительством единого правового поля в стране в соответствии с пожеланиями Президента идет постоянно. Но есть и такие спорные моменты, по которым мы не намерены принимать претензии прокуратуры и готовы отстаивать свою правоту в суде до конца. Пример – областной закон о зонах экономического развития, который принимался и корректировался предыдущими составами думы. Ряду предприятий региона была предоставлена возможность войти в ЗЭР на 5-10 лет. Сейчас федеральное законодательство изменилось, и создание подобных зон на уровне субъектов не предусмотрено. Однако и я, и многие мои коллеги-депутаты твердо убеждены, что власть не может менять правила игры по ходу действий. Если в законодательном порядке закреплены льготы, если предприятие работает, платит налоги, создаются рабочие места – власть должна выполнять принятые на себя
обязательства до истечения срока действия закона.
Хотел бы отметить, что в плане сотрудничества областной думы с федеральными структурами есть положительные изменения. Наши представители стали постоянно бывать в Госдуме, мы приглашаем к себе депутатов нижней палаты и сенаторов, находим совместные решения. И это удается, если при продвижении инициативы мы настроены прагматично и не преследуем популистских целей. Четкий закон, ясная схема его исполнения, конкретный результат для людей – вот тогда он будет работать. Совместными усилиями нам удалось добиться вынесения на заседание Госдумы нашей областной инициативы - законопроекта о некоторых аспектах австострахования. Этот законопроект касается всех автовладельцев и страховых компаний, которые работают по ОСАГО. Поясню на примере. Если человек попадает в ДТП, то страховая компания обязана в течение 15 дней выплатить страховое возмещение, однако иногда приходится ждать по два-три месяца. Получается, что страховые компании не выполняют свои обязательства и при этом ничем не рискуют. Судебной практики ввиду отсутствия соответствующего закона не было. Мы же в нашем законопроекте предлагаем выверенные и экономически обоснованные цифры – в 33 процента годовых пени за задержку страховых выплат. По концепции законопроекта у правового управления Госдумы замечаний нет, комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал Государственной Думе принять проект закона.
- Как бы вы охарактеризовали работу за истекший год каждого из комитетов областной думы?
- С апреля 2005-го проведено 14 заседаний областной думы. За это время принят 101 закон - из них глава администрации уже подписал 77 - и 222 постановления. Состоялись два заседания Совета руководителей представительных органов местного самоуправления и выездной зональный семинар-совещание в городе Урюпинске и в Котельниковском районе. Эта важная роль по разъяснению работы в условиях вступающего в действие федерального закона № 133 лежит на плечах депутатов думского комитета по организации госвласти и местного самоуправления, возглавляет который П. Дудин, работающий уже в третьем созыве думы.
Среди принятых законов больше половины - 40 законопроектов - разработано и внесено депутатским корпусом. Администрация области представила 31 законопроект, органы местного самоуправления – три. Депутатами велась работа по разработке и организации исполнения 26 целевых и территориальных программ, приоритетными из которых были социальные.
По сравнению с предыдущим периодом работы думы законотворческая работа стала охватывать большее количество острых вопросов из самых различных сфер. Шире стала вестись непосредственная работа с населением, наказами избирателей. Мы стремимся делать все для того, чтобы усилить контроль Законодательного собрания за исполнением принимаемых документов. С этой целью за 2005 год проведено восемь депутатских слушаний по таким важным темам, как обеспечение лекарственными средствами населения области, экономическая обоснованность увеличения тарифов на услуги ЖКХ, ситуация в Волгоградской области в связи с заменой льгот денежной компенсацией, рост тарифов для населения на услуги ЖКХ в соответствии с социальной направленностью реформы жилищно-коммунального хозяйства, безопасность дорожного движения в Волгоградской области и предупреждение дорожно-транспортных происшествий, перспективы газоснабжения в области, профилактика наркомании и токсикомании, развитие дорожного хозяйства. Областной думой были рассмотрены и приняты к сведению рекомендации семи следующих тематических «круглых столов», проведенных по вопросам, касающимся финансового оздоровления отраслей строительного, жилищно-коммунального и дорожного комплекса, своевременной выплаты заработной платы работникам этих сфер, реформы высшей школы и местного самоуправления, обеспечения прав инвалидов на социальную защиту, безопасности энергетики, выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 годы», развития дорожного хозяйства нашей области.
Чтобы еще более усилить контроль за исполнением принятого думой главного финансового документа, мы приняли решение ежеквартально, а не только лишь по итогам года, как было до этого, заслушивать отчет главного финансово-казначейского управления о финансировании статей бюджета области. Убеждены, что это даст заметные результаты, и в декабре 2006 года мы не останемся в недоумении по поводу того, почему на социальные статьи средства выделялись не так, как было предусмотрено.
Если отмечать наиболее яркие достижения, назвал бы целый ряд важных социальных законов. Это и введение областных дотаций на питание школьников – инициатива комитета по образованию под председательством Ирины Гусевой. Это и инициативы комитета по социальной защите, возглавляемого Владимиром Овчинцевым, – закон о поддержке семей в связи с рождением ребенка – денежные выплаты составят два прожиточных минимума; об увеличении детских пособий до 140 рублей в месяц – это самая высокая ставка в Южном федеральном округе; о льготах по оплате жилья, электроснабжения, отопления отдельным категориям жителей села. Принята программа профилактики ВИЧ-инфекции, разработанная под руководством председателя комитета по здравоохранению Натальи Латышевской. Большая работа проведена по вопросам ипотечного кредитования, газификации, ЖКХ, по решению вопросов экологии Светлоярского и Красноармейского районов комитетом по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и дорожному комплексу Ангара Полицимако.
Подводя черту, скажу, что плодотворно поработали все комитеты. На мой взгляд, областная дума продемонстрировала свою компетентность и способность работать единой командой ради достижения конструктивных решений.

Автор: Сергей САХАРКОВ