Открытие Крымского моста не приведет к снижению цен на грузоперевозки в Крым

Движение автомобильного транспорта через Крымский мост началось 16 мая 2018 года. В связи с этим, крымчане питают надежду на рост въездного туризма и снижение розничных цен на товары, привозимые из центральных регионов РФ. Проезд через мост избавит грузоперевозчиков от необходимости оплачивать паром, как это было до введения моста в эксплуатацию. Сокращение прямых затрат, в свою очередь, автоматически вызовет снижение тарифов на доставку товаров. Так считают жители полуострова, и логика в этом есть. Но оправданы ли эти ожидания?

Открыли путь, но не всем

До сих пор проезд через мост доступен только легковым автомобилям, автобусам и малотоннажным грузовикам с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн. Крупные игроки рынка остались за бортом. Вернее, на борту парома. Таким образом, у них нет объективных причин для снижения цен.

Кроме того, ответственные чиновники до сих пор не пришли к общему мнению относительно времени, с которого крупнотоннажному грузовому автотранспорту будет позволено проезжать по мосту. Официальные разъяснения по этому поводу противоречат друг другу. Одни ведомства называют конец 2018 года, другие откладывают этот срок до 2020 года, связывая его со сдачей в эксплуатацию готовящихся подъездных путей и автодороги до Симферополя.

Есть ли основания рассчитывать на понижение тарифных ставок после означенного срока? Скорее всего, нет. Прежде всего, мост останется закрытым для всех, кто перевозит опасный груз. Эти грузоперевозчики будут вынуждены и дальше прибегать к услугам парома. Кроме того, большинство игроков рынка транспортно-логистических услуг разделяют мнение о том, что никто добровольно не станет снижать устоявшиеся тарифы. Тем более, что эти расценки сложились в условиях жёсткой конкуренции, большинство заказчиков к ним привыкли и даже внесли в свои бизнес-планы и инвестиционные программы.

Мнение эксперта

«Предполагаю, что в текущем году сложившиеся тарифы на перевозку грузов в направление Республики Крым не будут. Конечно, возможно всё. Но само по себе открытие движения по Крымскому Мосту вряд ли станет решающим фактором для снижения тарифов. Ведь это событие нельзя оторвать от объективно сложившихся процессов, например постоянного роста цен на ГСМ, не дешевеют и другие издержки транспортных компаний. Да, возможность отказаться от парома позволит перевозчикам сэкономить до 26 тысяч рублей в оба конца. Это максимальная сумма экономии в случае перевозки 20-тонными фурами. Она позволит разве что заморозить действующие тарифы в Крым на неопределенный срок, но никак не снизить их на значимую для заказчиков величину.

Кроме того, нужно учитывать, что в тариф заложен риск порожнего пробега большегруза при возвращении из Крыма. Промышленность и сельское хозяйство этого региона не способны выдать столько востребованной продукции, чтобы загрузить все фуры, приходящие туда с товаром. Многие пытаются догрузиться в Ростове или Краснодаре, но и это не всегда удаётся. Так и приходится идти порожняком до Москвы и в другие регионы центральной России. Поэтому тариф грузоперевозок в направлении Крыма вынужденно содержит риск холостого обратного пробега. И это данность. Иначе доставка товаров была бы убыточной.»

Сергей Каралкин,
Генеральный директор транспортной компании ЕastLines

Конечно, мы поздравляем крымчан с открытием моста. Мы все давно ждали этого события, и определённые положительные изменения уже происходят. Однако ждать снижения цен на перевозку грузов пока что рано. Скорее всего, его не будет вообще, ведь помимо возможности сэкономить на найме парома есть другие факторы, которые влияют на размер тарифов: растущие цены на топливо, увеличение отчислений за проезд по платным участкам федеральных автодорог, постоянно растущие ставки за пользование «Платоном». Да, за счет достигаемой экономии на какое-то время удастся удержать рост цен. Но они продолжат меняться по законам рынка. Загадывать не будем. Поживём – увидим. Возможно, сыграют третьи факторы, после которых станут возможными понижающие корректировки тарифов на доставку грузов в республику.

Автор: Татьяна Борисова