Осьминоги могут видеть не только глазами, но и кожей — ученые

21/05/2015 - 15:01

Океанологи выяснили, что в особых пигментных клетках в коже осьминогов есть особые белки, которые по своей структуре похожи на цепочки аминокислот, помогающие видеть нашим глазам мир.

Способность осьминогов менять окраску зависит в основном от их зрения. Исследователи из университета Калифорнии в Санта-Барбаре (США) выяснили, что те структуры, которые меняют свой цвет, сами и воспринимают то, как выглядит окружающий мир. К такому выводу они пришли, наблюдая за клеточными процессами внутри фрагментов кожи некоторых видов осьминогов, отделенных от тела. Когда луч света случайно упал на образцы ткани, то их окраска заметно поменялась, говорится в статье в журнале The Journal of Experimental Biology.

В последующих экспериментах океанологи выяснили, что кожа моллюсков реагировала почти на все тона видимого света и свой цвет меняла на тот, которым ее подсвечивали. Когда специалисты проанализировали содержимое клеток кожи, то обнаружили внутри них много родопсина — белка, участвующего в распознавании света внутри глаз. Океанологи изначально считали, что родопсин был исключительно в нейронах на поверхности кожи. Однако, заглянув внутрь этих клеток, они выяснили, что содержались родопсины не в нейронах, а в хроматофорах, работа которых не зависела никак от нервной системы моллюска.

Таким образом, система «камуфляжа» осьминогов оказалась полностью автономной и автоматической благодаря тому, что у нее имеются свои собственные «глаза».

Как полагают авторы статьи, роль кожных «глаз» может на этом не ограничиваться и они могут помогать моллюску видеть, буквально, всем телом и более лучше воспринимать подводный мир, в котором обитают осьминоги.