Как мобильные операторы обманывают клиентов: навязанные услуги "крадут" два миллиарда в год

28/06/2011 - 10:28
Читать u-f.ru на

Российские пользователи сотовых телефонов находятся в "группе риска", представители которой легко становятся жертвами легального мошенничества. Компании мобильной связи, списывающие деньги со счетов абонентов, действуют открыто, их мошенничество скрыто за мелким шрифтом договоров на оказание услуг.

Этот обман обходится ничего не подозревающим потребителям в миллионы и миллиарды. Ежегодно люди теряют из-за подобных схем 2 млрд рублей, пишет "Независимая газета", приводя самые популярные "рецепты" телефонного обмана и советую, как от них защититься.

Технология обмана: навязанные услуги
Арбитражный суд Краснодарского края недавно привлек к административной ответственности сотового оператора "Билайн", оштрафовав его на 30 тысяч рублей, после того, как некий гражданин обратился с жалобой в краевое управление Роскомнадзора.

Он жаловался на подключение его отцу услуги "Привет", которую он у оператора связи не заказывал, долгое время вообще не знал о ее существовании и о том, что эта услуга платная.

Автор публикации приводит еще несколько подобных случаев из собственной практики. Оператор "Билайн" по собственной инициативе подключил его к услуге "Привет", а следом сообщил, что услуга платная, куплена сроком на месяц, по окончании которого услуга будет автоматически продлена...

Лишние услуги на телефоне многим пользователям не нужны, за деньги - тем более, пишет газета. Но подобная бизнес-практика стала нормой для многих мобильных операторов. Навязыванием платных услуг грешат почти все компании мобильной связи.

Представители этой компании крайне неохотно признают свои ошибки и не готовы так просто расставаться с деньгами абонентов. Обиженные граждане обращаются в суд и иногда при поддержке Роскомнадзора выигрывают дела, что совсем не просто, учитывая могучий потенциал юридической службы крупнейшей российской компании сотовой связи.

При оплате мобильной связи через терминалы пропадают деньги
Пропадают деньги абонентов и из-за сбоев в электронных платежных системах. Зампред коллегии адвокатов "Ваш Юридический Поверенный" Владислав Капканов советует абонентам сохранять чеки, что позволит в дальнейшем предъявить претензии.

Когда абоненты не пользуются мобильной связью, они все равно не застрахованы от материальных потерь, если невнимательно читали договор на оказание услуг. Например, пункт правил, согласно которому оператор вправе продолжать предоставлять абоненту услуги даже при наличии у последнего нулевого баланса счета. При этом процентная ставка по задолженности абонентов перед компанией может вырасти до 70% годовых.

Именно это произошло с сотрудницей столичной риелторской фирмы, ребенок которой поиграл с телефоном на 522 тысяч рублей. Суд в этом случае принял сторону абонента.

Технология защиты: жаловаться в Роскомнадзор
В Роскомнадзоре расценивают навязывание абоненту без его согласия дополнительной платной услуги как обман потребителей. Эти действия противоречат правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением правительства 25 мая 2005 года N 328.

Помощник руководителя Роскомнадзора Михаил Воробьев настоятельно рекомендовал обманутым абонентам искать правды и защиты в их ведомстве. К сожалению, даже активность Роскомнадзора не служит полной гарантией защиты интересов граждан.

Граждане инертны и не хотят тратить время и нервы на то, чтобы вернуть свои деньги, жалуется газета "Речь", как правило, идет о незначительных суммах в 10-30 или 100 рублей в месяц, которые растворяются в общих расходах на мобильную связь.

Обман потребителей обходится в 2 млрд рублей ежегодно
"Копейки", списанные за навязанные услуги, с учетом масштабов поставленного на поток обмана, превращаются в миллионы и миллиарды рублей прибыли сотовых компаний.

По данным экспертов, у МТС сейчас - почти 70 млн абонентов в России, у "Билайна" - около 51 млн, у "Мегафона" - чуть более 50 млн. На остальных российских операторов сотовой связи приходится в общей сложности около 37,5 млн абонентов.

Итого без малого 210 млн номеров, используемых для связи в сотовых сетях. Если у каждого незаметно изъять даже по 10 рублей в месяц, получится более 2 млрд рублей.

Юристы предлагают следующий алгоритм действий. "В случае если права потребителя были нарушены оператором связи, необходимо с заявлением в письменной форме обратиться к нарушителю. Любые жалобы и заявления составляются в двух экземплярах, один из которых под расписку необходимо отдать оператору или направить по почте с уведомлением о вручении", - говорит юрист Московского общества защиты прав потребителей Жанна Ефимова.

Напомним, что в прошлом году Федеральная антимонопольная служба возбудила дело против операторов "большой тройки" ("ВымпелКом", "МегаФон" и МТС), обвинив их в завышении тарифов на услуги связи в роуминге.

Оборотный штраф с роуминговых доходов может составить до 15%. Дело возбуждено по части 1 статьи 10 федерального закона "О защите конкуренции" по подозрению в установлении и поддержании монопольно высоких цен на предоставление услуг мобильной связи с использованием роуминга.

Ведомство исходит из того, что совокупная доля "ВымпелКома", МТС и "МегаФона" на российском рынке услуг сотовой связи составляет около 85%, превышая таким образом порог коллективного доминирования.

Эксперты службы выявили, что тарифы в роуминге в 2-2,5 раза выше установленных тем же оператором мобильной связи расценок на услуги международной связи по сетям сотовой связи.

Автор: Сергей САХАРКОВ