Куда Родина-мать зовет

17/05/2011 - 10:26
Читать u-f.ru на

Можно как угодно относиться к Путину, но это - бренд и в целом весьма успешный. Чего не скажешь о возглавляемой им партии. У нее нет собственного рейтинга, отдельного от Владимира Путина. Если отнять Путина от ЕР, сразу выяснится, что это партия толстосумов и бюрократов.

С легкой руки Навального, если не ошибаюсь, была введена в употребление формула о партии жуликов и воров. «Единая Россия» лишена идеологической содержательной начинки. Единороссы не готовы ответить ни на один вопрос оппозиции, пока по этому поводу не выскажется Владимир Путин. Если он скажет, что сейчас день, то будет день. Скажет, что ночь, значит, будет ночь – вот и вся нехитрая позиция. Все эти обстоятельства заставляют премьера в канун выборов определенным образом дистанцироваться от «Единой России».

Конечно, они ему по-прежнему нужны. У ЕР свой аппарат и своя вертикальная инфраструктура в регионах. Это по-прежнему мощный административный и организационный ресурс. Но вот ассоциации с ним Владимиру Путину явно не нужны. Потому он и придумал такую штуку, как Народный Фронт. И таким образом как бы встал во главе всех трудящихся. Это и доярки, и ткачихи, и бабарихи. И шахтеры, и монтеры, и вахтеры. И военные, и даже творческая интеллигенция (которая, впрочем, пока не слишком торопится вливаться в ряды «фронтовиков»).

Обычно фронт создается против власти, однако в этот раз его создает сама действующая верховная власть. Зачем понадобилась такая милитаристская терминология? Ведь неслучайно Путин заговорил об этом именно в Волгограде и в соответствующих выражениях: «...перед 9 мая... здесь, в Сталинграде... Народный фронт...».

Есть в этом какой-то элемент всеобщего воинского призыва. Вставай, страна огромная! Но на кого вставать? Куда Родина-мать зовет? Почему фронт, за что воюем? За то, чтобы ничего не менять? Чтобы воровать так же, как воровали и воруем? Может быть, фронт развернут против внешнего врага? Но ведь на этот случай существует армия, служба внешней разведки и ФСБ.

Риторика явно рассчитана на повышение эмоционального градуса избирателя. Он всегда позитивно реагирует на слова «победа», «армия», «Сталинград», «фронт». Какая именно опасность угрожает, никто особенно не задумывается. Но действует возбуждающе.

В принципе, ход грамотный. Вот только все общественные организации, которые тут же возопили «Мы с вами, Владимир Владимирович!», пустые, без реального наполнения. Фантики без начинки. Они не в состоянии обеспечить реальные голоса. Те, кто собирался голосовать за Путина на выборах, и так за него проголосуют. Кто не собирался этого делать, так и поступят. Смена «Единой России» на Народный Фронт здесь мало что изменит. Однако дистанция от этой партии появится.

Как я понимаю, Путин собирается привести в Думу как можно больше депутатов, которые будут в общественном мнении с ним ассоциироваться в общественном мнении. Ему нужна победа на думских выборах. Видимо, появились серьезные опасения, что если он будет опираться только на Единую Россию, победа не будет столь сокрушительной. А на думских выборах Путину нужна именно сокрушительная, чтобы потом самому банковать на президентских. Чтобы только он сам, в своем собственном кабинете, мог решать, кто пойдет в президенты – он или Медведев. Или кто-нибудь еще. Завершив эту осень абсолютным победителем, Путин получает полную гарантию, что любой кандидат в президенты под его знаменем выиграет. И даже если Медведев, предположим, решится на конкуренцию с нынешним премьером, то будет обречен на поражение, как и любой другой гипотетический конкурент.

Не берусь однозначно утверждать, что Народный Фронт – проявление внутритандемной борьбы. Конструкция вовсе необязательно направлена против Медведева. Возможно, Путин поразмыслит и придет к выводу, что ситуация в стране, мягко говоря, стремная. Социально-экономические перспективы далеко неочевидны. Одно дело быть президентом, когда закрома Родины ломятся от нефтедолларов, все стабильно, а народ спокоен. Совсем другое, когда все на нервах, бурный отток капитала и что будет завтра, никто не знает. Когда державно-патриотические лозунги уже не работают и нужно придумать что-то еще. Однако придумать что-то еще мы не можем. Менять ситуацию не хотим. И зачем, спрашивается, в такой ситуации быть первым лицом государства, нести за все это ответственность? Пусть-ка это будет кто-нибудь другой. Например, Медведев, если захочет. Что, Дмитрий Анатольевич, хочешь в президенты? Ну да Бог с тобой, хочешь, так иди. Не исключено, что новоиспеченный предвыборный ресурс Путин может использовать и для поддержки Медведева, как это было в 2008 году. Хотя более вероятно, что все-таки он использует его для поддержки самого себя.

Так или иначе, Медведев отреагировал на такой ход, я бы сказал, довольно жестко. При мне в студии программы «Вести» он назвал ОНФ «избирательной технологией». Медведев сказал, что схема вписывается в существующие законы и Конституцию, и против он ничего не имеет. Однако добавил, что в отсутствие политической конкуренции у нас нет будущего. Поэтому если создается Народный Фронт, надо ожидать и появления других политических объединений. И что мы скоро об этом узнаем – «все избирательные схватки еще впереди». Я не исключаю, что это просто фигура речи и других объединений не будет. Однако Медведев ясно дал понять, что готов приветствовать их появление.

Николай Сванидзе
Гайдпарк

Автор: Сергей САХАРКОВ