Судебная, так сказать, медицина...

19/07/2012 - 10:31
Читать u-f.ru на

Есть в криминологии (не путать с криминалистикой) неписаный, но железный закон, закон «парности случаев». Блистательное подтверждение ему — реалии, с которыми столкнулись недавно ростовчане.

В начале октября 2011 года Следственное управление УВД по г. Ростову-на-Дону возбудило уголовное дело в отношении чиновника городской администрации Александра Курьянова. Обвинили в мошенничестве. В особо крупном размере. Мерой пресечения была избрана подписка о невыезде. А теперь внимание, читатель!.. 21 февраля 2012 года следователь, старший лейтенант С. Абакумов, производит задержание обвиняемого. Основанием для задержания послужило то обстоятельство, что … «лицо задержано непосредственно после совершения преступления, потерпевший и очевидцы указали на Курьянова как на лицо, совершившее преступление». Это спустя полгода после возбуждения уголовного дела!
Во время задержания Александру Курьянову стало плохо (еще бы). Прибывшая бригада скорой помощи констатировала сильнейший гипертонический криз. В ЦГБ Ростова-на-Дону врачи констатировали симптомы острого нарушения мозгового кровообращения (инсульт). В ЦГБ к Александру Курьянову приставили охрану (это чтобы с инсультом не сбежал). А еще полгода спустя после возбуждения уголовного дела «выяснилось», что совершил Курьянов не только мошенничество, но и сильно злоупотребил служебным положением. Еще бы. Он ведь трудился руководителем муниципального предприятия. Ну ладно следователь УВД г. Ростова-на-Дону... Какими бывают полицейские следователи в России, это, как говорят, отдельная песня. Но в конце концов решение об аресте принимает суд. А вот тут...
23 февраля в Октябрьский суд города Ростова-на-Дону следователь Абакумов подал ходатайство об аресте Александра Курьянова. Доводы в этом ходатайстве, без преувеличения, убийственны. Мол, статьи УК, по которым он обвиняется, предусматривают наказание аж до 10 лет лагерей. А еще следователь озаботился (через полгода после возбуждения дела), что может-де Курьянов «оказать давление на свидетелей».

«Воспрепятствовать проведению следствия» (с больничной койки). И еще аргумент следователя. Совсем убойный. Может, мол, Курьянов уехать из страны. Сбежать то есть. Потому как есть у него загранпаспорт. Тот самый загранпаспорт, который давно изъял у Курьянова следователь Абакумов!. Следственная ретивость была бы хоть как-то объяснима, если бы ранее не судимый пожилой больной человек хотел (и мог) скрыться. Или бросился угрожать следователю. Или свидетелям. Или нарушил бы условия нахождения под подпиской. Но таких доводов суду следователь Абакумов не представил. Более того, ст. 108 УПК РФ прямо запрещает применять арест к лицам, подозреваемым в совершении преступлений, предусмотренных ст. 159 УК, в сфере предпринимательства. Это положение закона родилось после гибели в СИЗО нескольких таких обвиняемых. Особенно, если учесть, что наши следственные изоляторы в основном построены еще при царях (СИЗО № 3 Новочеркасска, СИЗО № 1 Ростова-на-Дону) и рассчитаны вовсе не на такое количество арестованных. Участвовавший в рассмотрении ходатайства об аресте помощник прокурора района А.М. Сечный ходатайство следователя об аресте не поддержал! Он, как и адвокаты Курьянова (нечастое совпадение взглядов), не увидел оснований для ареста. Однако Октябрьская районная фемида в лице судьи Качаевой оказалась с плотно завязанными очами. Настолько плотно, что даже не заметила отсутствия в судебном заседании самого Курьянова. (Ну понятно. Он на больничной койке, а дельце надо «решить». Только вот кому надо?) Судья избрала, конечно же, арест! Это было 26 февраля. Через неделю судебная коллегия по уголовным делам (председательствовала судья В.Г. Коблева) это решение отменила.

Направили на новое рассмотрение. Но при этом коллегия решила водворить Курьянова в СИЗО сроком на 10 суток. (И тоже в отсутствие самого Курьянова.) А 12 марта 2012 года в том же Октябрьском суде уже судья Винокур, уже в присутствии обвиняемого (и бригад скорой помощи) выносит решение — под стражу!

23 марта судебная коллегия оставляет это решение без изменения.
10 апреля судья Ростовского областного суда Водопшева оставляет его в силе.
2 мая судья областного суда Хачатурова отказывает в удовлетворении надзорной жалобы адвокатов...

22 мая 2012 года и.о. председателя областного суда В. Золотых отказал в возбуждении надзорного производства по этому делу. А Курьянов и по сей день в тюрьме. С ишемией, с гипертонией и огромными перспективами летального исхода.

Есть смысл бросить взгляд на постановление следователя Абакумова «О привлечении в качестве обвиняемого». Александра Курьянова на должность руководителя МУП «Теплокоммунэнерго» назначил мэр города Ростова-на-Дону. А вот коротко фабула дела. Здесь мы сошлемся на информацию, который поделился с нами опытнейший юрист Александр Корочинский. Как оказалось, поводом для возбуждения уголовного дела стало заявление директора ООО «Сегмент» Исаевой М.А. В заявлении простенько так сказано, что «... Курьянов заключил устный(!) договор в начале 2010 года на выполнение работ по 7 объектам. Работы были выполнены(!), а деньги выплачены другим подрядным организациям».И это притом, что при рождении этого заявления в саму контору «Сегмент» уже был назначен налоговой инспекцией т.н. ликвидатор. А меньше чем через месяц поступает новая кляуза. На этот раз от директора другой шарашкиной конторы. Мол, работы выполнили мы, а деньги бюджетные ушли в другую фирму. Деньги за капитальный ремонт теплового ввода в дом. Деньги, само собой, бюджетные, были перечислены в феврале 2011 года. А кляуза в органы внутренних дел поступила через … 10 месяцев! Это ужасно раздражает многочисленных под- и субподрядчиков, когда им за невыполненные работы не платят денег, а уж если влезли полицейские... Казалось бы, чего проще. Ну возбудил следователь Абакумов уголовное дело. Мол, огромный ущерб нанесен городу Ростову-на-Дону. Так возьми лейтенант и назначь экспертизы. Строительную. Бухгалтерскую. Деньги-то бюджетные. Их движение, равно как и выполнение работ, отследить несложно. Только для этого надо быть следователем. То есть тем, кто обязан установить истину по делу. А вместо этого 24 января 2012 года на свет рождается еще один документ — рапорт «об обнаружении признаков преступления». Его автор — оперуполномоченный, борец с преступность в сфере экономики майор Р. Анозов.

Вчитайтесь: «...Курьянов А.Н. в целях извлечения выгоды преимущественно для себя и нанесения вреда городу Ростову-на-Дону... изготовил и подписал письмо о выполнении технических условий на подключение жилого дома, при этом технические условия выполнены не были». Вот так. Это у нас после ментовско-полицайской реформы майоры все четко знают про технические условия. И одного «рапорта» хватает, чтобы возбудить уголовное дело по ст. 201 (злоупотребление должностными полномочиями). А следовательно, у следователя Абакумова появляется возможность из чисто арбитражного, хозяйственного спора состряпать уголовное дело. Да еще какое! Это они так, типа, с коррупцией беззаветно сражаются. До слез трогательно. Чужих. Абакумовы с Анозовыми не плачут. Они верные последователи генерала НКВД Абакумова. Того самого...

И еще. В этой отвратительной истории есть одна, на мой взгляд, составляющая. Бардак в городском хозяйстве Ростова-на-Дону давно стал легендой на Юге России. Не знаю, как у вас, читатель, а у меня сложилось впечатление, что Александра Курьянова просто «заказали». Что, городская администрация ни разу не поинтересовалась движением бюджетных денег? И мэру города г. Чернышёву совсем не до этого? А зачем нам тогда такие мэры? Кому приснилась должность директора МУП «Теплокоммунэнерго»? И за что в камере СИЗО, в обнимку со смертью, сидит Александр Курьянов?

Сергей СЛЕПЦОВ.

P.S. На днях в Санкт-Петербурге высокий полицейский чин был уличен в получении взятки. Так, мелочь. 40 миллионов рублей. Сейчас решается вопрос об избрании ему меры пресечения, так как полицай заболел, лежит в больнице. И, поверьте мне, что вряд ли кто-нибудь приковал его наручниками к больничной койке, как это было сделано с Курьяновым.

Автор: Сергей САХАРКОВ