Ростовский суд отказал еврейской общине в возврате упоминания о холокосте в Змиевской балке

16/10/2012 - 12:08
Читать u-f.ru на

Судья Кировского района (г. Ростов-на-Дону) Ольга Миценко отказала в удовлетворении иска, которым заявители требовали обязать мэрию Ростова-на-Дону вернуть упоминание о холокосте на мемориале в Змиевской балке.

Это мемориал был построен в память о событиях, произошедших 11-12 августа 1942 года. Тогда город был оккупирован немецкими фашистами. Оккупационные власти провели перепись оставшихся в городе евреев и за два дня августа расстреляли в балке десятки тысяч жителей еврейской национальности. В советское время на месте расстрела был сооружен памятный мемориал и установлена памятная доска с надписью «11—12 августа 1942 года здесь было уничтожено более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России Мемориал Холокоста».

Но в ноябре 2011 решением городского управления культуры и областного министерства культуры мемориальную доску с памятника убрали, на ее место установили информационную, в которой уже не было упоминания ни о национальности расстрелянных, ни о Холокосте вообще. Нынешняя надпись говорит о том, что в годы немецко-фашистской оккупации в этом месте были расстреляны 27 тысяч мирных жителей Ростова.

Поступок мэрии возмутил еврейские общины Ростова, которые потребовали восстановить прежнюю мемориальную доску. Мэрия отказалась это сделать, ссылаясь на многонациональный состав погибших. Тогда представители еврейской общины Ростова и известный в городе адвокат Владимир Лифшиц подали иск к администрации города (точнее, к управлению культуры) с требованием возвратить мемориалу упоминание о Холокосте.

Суд длился с мая. Как рассказал участник процесса, председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин, на протяжении всего процесса защитники ответчика заявляли несколько отводов судье, подавали массу ходатайств, высказывали возмущения по тем или иным поводам. А в день вынесения решения вели себя удивительно спокойно, некоторые даже не стали дожидаться окончательного решения – покинули зал заседания.

Судья Ольга Миценко в итоге отказала заявителям, ссылаясь на два основных момента. Первый – это многонациональный и разнородный состав расстрелянных в Змиевской балке. Согласно выписке из Госархива, из 27 тысяч человек собственно евреев было 13 600-15 000 человек. Остальные погибшие – советские военнопленные, партийно-комсомольский состав Ростова, заключенные городской тюрьмы, подпольщики, нарушители нацистского режима, ополченцы, жители Ростовской области курды, ассирийцы, армяне, цыгане. А еще здесь же, в Змиевской балке, захоронены останки 150 красноармейцев, расстрелянных по приговору военно-полевого трибунала 56 армии, и несколько сот человек - военных румынской армии, расстрелянных нацистами за оставление фронта под Сталинградом.

- Но все эти жертвы случились не в те два дня, а вообще за годы немецкой оккупации Ростова, - говорит Александр Кожин. – По нашим данным, погибших вообще за годы оккупации было не 27 тысяч, а около 40-43 тысяч человек. Мемориал же и памятная доска упоминают именно о двух днях оккупации – 11 и 12 августа 1942 года, - когда фашисты уничтожали людей именно из-за принадлежности к еврейской национальности.

Второй момент, на который ссылается судья, это изменения нормативных документов ростовской мэрии. Как рассказал г-н Кожин, мемориальная доска была установлена на основании решения мэрии:

- В решении мэрии от 2004 года был пункт об установке на мемориале памятной доски с упоминанием о Холокосте. В ходе нынешнего процесса мы узнали, что недавно мэрия Ростова-на-Дону издала новый документ, которым признает этот пункт (об установке памятной доски) вообще утратившим силу.

Это решение, по мнению Александра Кожина, не дает оснований надеяться хотя бы на компромиссный вариант решения проблемы. Дело в том, что табличку с упоминанием о Холокосте чиновники не выкинули вообще, а переместили внутрь мемориала. И г-н Кожин говорит, что решением проблемы было бы одновременное размещение на внешней стене двух табличек – прежней мемориальной и новой информационной. Теперь же у властей вроде бы как и нет оснований для возврата мемориальной доски на прежнее место.

Как объяснили в Кировском суде, окончание процесса в суде первой инстанции не означает, что решение вступило в законную силу. В течение ближайших 5 дней решение суда будет передано сторонам, затем в течение месяца оно может быть обжаловано.

Александр Кожин говорит, что еврейская община и Владимир Лифшиц будут оспаривать решение районного суда, но, скорее всего, областной суд оставит вынесенный вердикт в силе. Поэтому истцы готовятся к продолжению судебного спора в судебных залах, расположенных за пределами России.

http://www.novayagazeta.ru/news/60316.html

Автор: Сергей САХАРКОВ