Молчание было им ответом

06/27/2012 - 15:32

Почта в нашей стране функционирует с еще большим трудом, чем в Анголе, Бурунди и Гондурасе, – таковы результаты исследования, проведенного учеными из разных стран мира. Суть эксперимента состояла в том, чтобы конверты, на которых были указаны неверные адреса, вернулись отправителям. Редакция «НИ» в последние годы не раз проверяла «Почту России» на оперативность доставки писем и бандеролей. Наши выводы также оказались неутешительными. При этом на «улучшение имиджа» почтовое ведомство готово тратить десятки млн. рублей.

Доклад с результатами эксперимента зачитал на прошлой неделе в санкт-петербургском Леонтьевском центре экономист Андрей Шлейфер. Его суть такова: с декабря 2010 года по февраль 2011-го сотрудники Дартмутского колледжа (США) разослали в 159 стран по 10 писем (по два письма в пять крупнейших городов страны). На конвертах намеренно указали неверные адреса: названия населенных пунктов и индексы были правильными, а наименования улиц и фирм-адресатов – нет. По существующим международным конвенциям, письма, не найдя получателя, должны были вернуться отправителю – в Дартмутский колледж. Процент вернувшихся писем и скорость их возвращения как раз и свидетельствуют об эффективности работы почтовой службы.

Россия в получившемся рейтинге делит почетное последнее место с Руандой, Танзанией, Таджикистаном, Панамой и Камеруном: из перечисленных государств ни одного письма не вернулось. Из Тонго, Свазиленда и Монголии отправители получили по одному письму, из Анголы, Малави и Мавритании – по два. Кстати, первое место по качеству и скорости доставки писем (не считая США) занял, как ни странно, Сальвадор – оттуда все письма вернулись за 39 дней. За ним следуют Чехия и Люксембург – оттуда также пришло 100% писем, но не так скоро. По девять писем из 10 пришло даже из таких стран, как Уругвай и Барбадос.

Авторы исследования – ученые из Университета Джорджа Вашингтона, Дартмутского колледжа, бизнес-школы EDHEC во Франции и Гарвардского университета Альберто Чонг, Рафаэль Ла Порта, Флоренцио Лопез-де-Силанес и Андрей Шлейфер. По их мысли, результаты эксперимента позволяют судить о работе всех госорганов страны, включая правительство: их эффективность в большой мере зависит от того, насколько быстро и надежно доставляются письма. Российский экономист Константин Сонин, рассказывая в своем блоге об исследовании, отмечает: «Выводы, сделанные с использованием придуманной меры, мне кажутся слишком, мягко говоря, далекоидущими. Но вот сама мера мне кажется очень остроумной».

«НИ» направили в пресс-службу «Почты России» официальный запрос с просьбой оценить результаты эксперимента ученых. Нам обещали ответить, однако на момент подписания этого номера комментария «Почты» мы, к сожалению, не получили.

Напомним, что подобные опыты ставили и «НИ». 19 октября прошлого года наши корреспонденты отправили друг другу 38 писем, из которых пять не дошли, абсолютное большинство было доставлено с задержками. Причем по России (в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Саратов, Владивосток) письма шли едва ли не дольше, чем за рубеж (в Швецию, США, Израиль, на Украину и в Грузию). В пути письма пробыли в среднем 10–11 дней. Суть второго нашего эксперимента была в пересылке бандеролей: 7 декабря корреспонденты «НИ» отправили друг другу 17 бандеролей, из которых к марту семь не нашли своего адресата, а все остальные пришли с большим опозданием – в среднем через две недели. По нормативам срок доставки в зависимости от города составляет 4–7 дней.

В феврале этого года «Почта России» была оштрафована на 30 тыс. рублей за медлительность. Московская региональная транспортная прокуратура нашла в аэропорту «Внуково» корреспонденцию первого класса, к моменту проверки лежавшую там уже 8 дней (хотя по закону такой вид отправлений должен доставляться в течение двух суток). В отношении «Почты» было возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением».

При немалом количестве претензий к «Почте России» со стороны граждан и даже прокуратуры ведомство в последние годы становится все прибыльнее: в 2011 году компания стала богаче на 45% (или 700 млн. рублей), в 2010-м – на 483 млн., а в 2009-м – на 306 млн. Поднимать уровень качества услуг служба, кажется, не торопится, зато тратит крупные суммы на рекламу. По данным исследовательской компании «TNS Россия», в 2011 году «Почта России» заняла восьмое место в рейтинге крупнейших рекламодателей на радио. А 16 апреля этого года ведомство объявило тендер на оказание услуг «по освещению деятельности и формированию положительного имиджа», задав максимальную сумму контракта в 25 млн. рублей. Правда, победитель и конечная сумма «НИ» неизвестны – тендер был закрытым, и его результаты не публикуются.

Источник: 
автор: 
admin
Что происходит
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: