«Название игры для нас меняется», — Филипп Варен, председатель совета директоров PSA Peugeot Citroёn

09/28/2011 - 12:23

Председатель совета директоров PSA Peugeot Citroёn Филипп Варен рассказывает, как компания перепозиционирует свои бренды, и доказывает, что завод в России развивается по плану

Филипп Варен на протяжении 30 лет строил успешную карьеру в металлургическом бизнесе, но, когда ему поступило предложение возглавить крупнейшую автомобильную компанию Франции — PSA Peugeot Citroёn (состояние здоровья тогдашнего руководителя PSA, Кристиана Стреффа, резко ухудшилось), он не смог отказаться. Хотя чтобы принять такое предложение, стоило сотню раз подумать: шел 2009 год, самый разгар финансового кризиса, тяжелейшим образом сказавшегося на автопроизводителях. Но Варен не испугался взять рулевое колесо PSA в свои руки и добровольно оказался по другую сторону баррикад: проведя полжизни в компаниях — поставщиках автопрома, он стал их клиентом. И в новой должности стал даже более жестко, чем его предшественники, требовать от поставщиков снижения цен, обещая взамен увеличить закупки.

Стратегия снижения издержек с одновременным перепозиционированием брендов в более прибыльный сегмент сработала. PSA успешно преодолела кризис: за первое полугодие 2011 г. чистая прибыль компании составила 806 млн евро (даже больше, чем предполагалось), PSA располагает 7 млрд евро наличными и кредитными линиями еще на 4 млрд. Но второе полугодие для PSA (и мирового автопрома) будет хуже, предсказывает Варен: сырье дорожает, издержки увеличиваются, нестабильность на финансовых рынках растет… О том, как компания собирается противостоять этим неблагоприятным тенденциям, Филипп Варен рассказал «Ведомостям» в ходе Франкфуртского автосалона.

— Вы стали председателем совета директоров PSA Peugeot Citroёn в 2009 г. Что вы с тех пор изменили в компании, а что не стали менять и почему?

— Что мы сделали… Я говорю «мы», имея в виду себя и команду, а в команде произошли некоторые изменения. За продажи стал отвечать Жан-Марк Галес, за новые разработки — Гийом Фори, Грегуар Оливье переехал в Шанхай — он отвечает за бизнес в Азии (это показывает, какое значение мы уделяем этому региону, потому что один из пяти членов совета директоров теперь базируется в Шанхае); кроме того, мы создали новую должность — директора по программам менеджмента, ее занял Жан-Кристоф Кемар; Фредерик Сан-Жур сохранил пост финансового директора. Итак, первые перемены были в руководстве компании.

Второе, мы сформулировали наше видение более четко, у нашей группы три цели: стать глобальной; вывести оба наших бренда, Peugeot и Citroёn, в более высокий сегмент (и на наших стендах на салоне вы уже видите подтверждение этому: у Citroёn — с линейкой автомобилей DS, у Peugeot — общее движение вверх); улучшить эффективность работы группы: мы разработали трехлетний план на 2010-2012 гг., в соответствии с которым издержки должны снизиться на 3,7 млрд евро. Но, честно говоря, та экономическая ситуация, что сложилась в 2009 г., изменила для нас условия не в лучшую сторону, и теперь нам нужно уточнить наш план.

Это то, что мы уже сделали и сформулировали. Сейчас мы находимся на этапе внедрения этих идей.

Мы не стали менять некоторые ключевые элементы в компании. Такие, как дизайн — оба наших бренда имеют фантастические команды дизайнеров. Или технологии — у этой группы замечательные инженеры, мы первыми создали дизель-гибридный автомобиль. Но наша цель — использовать новые технологии глобально, а не беречь их только для Европы. Дизайн и технологии — для нас это основополагающие вещи, мы будем их развивать и улучшать.

— На протяжении многих лет самым главным конкурентом для сотрудников Citroёn были не Renault или Fiat, а другая компания вашей группы — Peugeot. Как вы ощущаете, сегодня PSA Peugeot Citroёn уже единая компания?

— Давайте будем честны: два бренда должны конкурировать. Но важно, что они осознали, что [противники] не внутри группы, а снаружи. Думаю, что для них это все более и более очевидно.

— Сырьевые товары дорожают на протяжении долгого времени. Какую стратегию выбрала в этих условиях ваша автомобильная компания?

— Мы находимся на том этапе развития, когда экономики ряда стран — России, Китая, Латинской Америки — растут очень быстро, что толкает вверх цены на сырье. Мы как компания должны делать все необходимое, чтобы снижать закупочные цены на переговорах. Но мы нашли и еще один вариант: сократить количество наших поставщиков, чтобы сэкономить на возросших объемах закупок. Мы поставили себе цель, чтобы к 2012 г. 50% наших закупок приходилось на 13 стратегических поставщиков. Еще один инструмент — вывод наших брендов в более высокую ценовую категорию: это означает более высокую маржу и делает нас менее зависимыми от колебаний цен на сырье. Плюс мы еще и сокращаем наши собственные расходы.

— Сейчас совершенно очевидно, что это была отличная идея менеджмента PSA Peugeot Citroёn: выделить ключевых поставщиков компании и предложить им существенно снизить цены, предложив взамен заработать на объеме. Скажите, тяжело было убедить их это сделать?

— Среди поставщиков идет консолидация, и наши поставщики становятся все больше и больше, превращаются в глобальных игроков. И старая схема, когда цены на переговорах с поставщиками устанавливаются ежемесячно, изжила себя. Мы с нашими поставщиками должны иметь совместные базы по цепочкам поставщиков, по ценообразованию и вместе делить заработанное. Да, наш подход к поставщикам очень требовательный и обязывающий, но если делать это с ограниченным числом поставщиков, то они на это идут.

— Вы довольны результатами PSA в первом полугодии? И каких итогов ждете в 2011 г. в целом?

— Результатами первой половины года мы очень довольны — они оказались даже чуть лучше наших ожиданий. Сегодня, когда я смотрю на компанию, я вижу очень хорошее глобальное развитие, мы сейчас реализуем семь проектов за пределами ЕС: строительство новых заводов по производству двигателей, производственных площадок в Китае, в Индии, в Калуге… Перепозиционирование наших брендов также идет достаточно динамично: посмотрите на Peugeot RCZ и 508, Citroёn DS5… Для меня вопрос, будет ли рост в Европе. По той книге заявок, что мы имеем сейчас, наши продажи в этом году будут такими же или чуть ниже, чем в прошлом. Но макроэкономическая ситуация — политический кризис евро, разложение финансового мира, в первую очередь банков, — мне сложно себе представить, что реальный мир окажется неуязвим для этих проблем. То есть нам нужно готовить нашу группу, которая в очень значительной степени все еще остается европейской, к очень небольшому росту, а то и снижению в грядущие месяцы. Второе полугодие 2011 г. будет безусловно хуже, чем первое. Цены на сырье на этот период уже зафиксированы, контракты заключены, а по биржевым товарам — алюминию, меди — мы захеджированы. И тем не менее мы уже объявили, что по итогам года ожидаем сокращения ранее запланированной операционной прибыли на 700 млн евро из-за роста цен на сырьевые товары.

— Ваш предшественник Кристиан Стрефф полагал, что PSA должна производить локальные автомобили для локальных рынков. Каково ваше видение?

— Для меня это по-прежнему актуально. Потому что у нас ограниченное число моделей, которые могут «путешествовать по миру»: Peugeot 508, 3008, Citroёn DS5. А основная масса наших автомобилей приходится на B- и С-сегменты — эти машины должны производиться локально.

— Продажи Peugeot и Citroёn в России растут быстрее рынка в целом. Но при открытии завода в Калуге ваша компания заявляла, что его производственные мощности составят 150 000 машин в год с возможным увеличением до 300 000. Между тем за первые восемь месяцев этого года ваш калужский завод собрал только 26 000 автомобилей. Почему и как вы собираетесь активизировать производство?

— Мы всегда говорили, что производство в Калуге начнется в 2012 г., и мы это сделаем. Пока же мы лишь собираем там Peugeot 308 и Citroёn С4, а также кроссоверы совместно с Mitsubishi. Мы не выйдем на заявленную мощность и в следующем году, но мы движемся абсолютно в соответствии с намеченным планом. Peugeot 308 и Citroёn С4 — наши самые популярные машины в России, но мы много продаем и легких коммерческих автомобилей — Россия большой рынок для LCV.

— Mitsubishi Motors производит для PSA кроссоверы на базе Mitsubishi Outlander. Но у японцев есть и кроссовер меньшего размера, ASX — в классе, сейчас очень популярном в Европе. Все ждут объявления, когда начнется производство кроссоверов Peugeot и Citroёn на базе ASX и будут ли они собираться в России.

— Мы уже договорились об этом. Производство будет в Японии, подробности об автомобилях мы сообщим в течение нескольких недель. В России эту модель собирать не планируется.

— Ваши конкуренты — Volkswagen, Hyundai, Kia разработали модели для российского рынка. Ваша группа что-нибудь специальное для России готовит?

— Исследования, которые мы провели, показывают, что Peugeot 308 и новый Citroёn С4, который мы выпускаем в Калуге, отвечают всем запросам клиентов. Мы лишь совершаем некоторые переделки в соответствии с российскими реалиями — например, качеством топлива или дорожного покрытия.

— Может ли Citroёn Metropolis стать серийной машиной? Например, под именем DS8?

— Ответ абсолютно ясен. Я говорил вам, что наши бренды перепозиционируются в более высокую нишу. За последние 20 месяцев мы выпустили три новых модели DS: DS3, DS4, DS5. Мы продали 110 000 штук DS3, хотя рассчитывали продавать только по 80 000 штук в год. DS4 мы хотели продавать по 40 000, но с июля по середину сентября продали уже 15 000. Продажи DS5 мы планируем на уровне 40 000 штук в Европе и 40 000 в Китае.

Мы создаем второе СП в Китае. Первое — с Dongfeng Motors — выпускает Peugeot и Citroёn. Второе — c Changan Automotive Group — будет выпускать Citroёn DS и локальную модель. В Китае DS вообще может стать отдельным направлением со специально отобранными дилерами. Но в линейке DS мы имеем всего три модели, причем DS4 находится в сегменте С, а в этом сегменте в Китае мы будем выпускать еще две модели: кроссовер и седан. Так что для расширения модельного ряда DS нам нужна в Китае более крупная машина, и многие идеи, использованные в концепте Metropolis, в ней будут использованы. Какой будет номер у этого DS, пока не скажу.

— Автомобили Peugeot и Citroёn перепозиционируются. Сегодня ваши конкуренты — Renault, VW, Fiat, Ford. В будущем вы видите своих конкурентов среди эти марок или собираетесь соперничать с Audi, BMW и Mercedes-Benz?

— Выводы делать, конечно же, вам. Но когда мы продаем Peugeot 508, мы проводим исследование, как люди выбирают машину, между чем и чем. Большинство из этих брендов — немецкие. Peugeot RCZ — бестселлер в своем классе в Европе. 70% покупателей DS — новые клиенты Citroёn, и они пришли не от итальянских брендов. Название игры для нас меняется. Сегодня 17% наших доходов мы получаем от продажи машин, которые мы классифицируем в премиум-сегменте — 508, RCZ, линейка DS, все купе-кабриолеты…

— Для Citroёn вы создали премиум-линейку DS. В Peugeot тем же путем пойти не собираетесь? Или хотите тянуть наверх весь бренд?

— Нельзя идти одной и той же дорогой. Citroёn останется в мейнстриме, но у него есть DS, у Peugeot меняются все модели. Когда вы в будущем году увидите новый автомобиль Peugeot В-сегмента, вы убедитесь, что он стал намного более высококлассным.

— Вы один из 16 французских топ-менеджеров и бизнесменов, подписавших в августе открытое письмо с призывом обложить богатых французов дополнительными налогами. Зачем вы это сделали?

— Ситуация во французской экономике очень непростая, накопленный уровень госдолга не позволяет ей развиваться. Чтобы быть более конкурентоспособной, необходимы структурные изменения. А чтобы двигаться вперед, необходимо сокращать расходы и вводить новые налоги. Я всегда говорил, что когда дела идут хорошо, то люди должны пользоваться плодами своего труда, но когда дела идут не очень — как сейчас, — платить должны все. И те, кто получает больше, должны и платить больше.

— И какова была реакция французского правительства, вас обложат дополнительными налогами?

— О, реакция была очень быстрой. (Смеется.) Правительство собирается получить 12 млрд евро дополнительных доходов, из которых около 11 млрд — за счет налогов.

— А с вашей семьей вы советовались, перед тем как подписать это письмо?

— Нет, я советовался с нашим директором по связям с общественностью. (Смеется.)

— И что вам сказала жена, когда прочла письмо?

— Она меня поняла. Что очень важно, это письмо породило большую дискуссию в обществе. Потому что нам во Франции очень нужна дискуссия о текущем состоянии дел. Конкурентоспособность нашей промышленности находится не на должном уровне, и ее доля в ВВП страны падает — год за годом и быстрее, чем в Германии! Эту ситуацию надо переломить.

vedomosti.ru

Источник: 
автор: 
admin
Автомания
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: