Долгожданный «Арт-Ростов»

05/05/2015 - 19:49
Читать u-f.ru на

В ростовском КВЦ «ВертолЭкспо» завершилась ежегодная выставка «Арт-Ростов». Впервые она была проведена пять лет назад. Жителям города полюбилось событие. Кто-то приходит как в галерею, а некоторые — за недостающим предметом интерьера.
Основу экспозиции составили картины, скульптурные композиции, гобелены, антиквариат, предметы искусства и оригинальные изделия ручной работы, выполненные мастерами народных ремесел. Впервые были показаны масштабные экспозиции отделений Союза художников из Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Краснодарского и Ставропольского краев.

Работ было представлено очень много. Посетители терялись, не желая хоть что-то упустить. Поэтому организаторы предусмотрели место для отдыха, назвав его парковой зоной. Желающие могли расположиться на деревянных конструкциях. В этой же части выставки на стендах висели картины известного по всему миру художника Ирика Мусина. Его работы находятся в Государственном музее изобразительных искусств г. Тюмени, в Национальном культурном центре г. Казани, в Доме-музее Бориса Пастернака г. Всеволодо-Вильва, в частных и корпоративных коллекциях России, Англии, Франции, Турции, Китая, Греции, Румынии, Германии, США и других стран. В 2014 году он был награжден премией имени Н. И. Фешина в сфере современного изобразительного искусства от Российской академии художеств.
Нетрудно заметить, как зритель останавливается у его картин, присматривается. Из-за одолевшего его интереса подходит к художнику, чтобы узнать подробнее об увиденном. Кто-то плачет, гладя на изображение ребенка, держащего в руках один лишь подсолнух.
Корреспондент «МК на Дону» пообщалась с художником, чтобы узнать, как ему удается так захватывать зрителя.
— Что для вас значит быть художником?
— Я полагаю, что для меня это в первую очередь самовыражение. В жизни было много вариантов чем заняться. Например, спортом. После армии, в девяностые, год работал в уголовном розыске. Но все-таки есть тяга к творчеству. Желание сказать что-то через творчество.
— И не возникало сомнений?
У меня был такой период, когда я понял, что как личность умираю. Чувствовал себя пустым местом на этой земле… Для чего человек рождается?
— Каждый сам находит смысл…
— Я задавал себе этот вопрос. Должен ли я что-то оставить после себя? У каждого свой ответ. Но я решил, что раз Бог дал мне такой талант, значит, его нужно оправдать. У меня есть способность чувствовать то, чего не видят другие. И это вывод не мой, а людей. Когда я это понял, то вычеркнул все то, чем занимался, и положил свою жизнь на алтарь творчества.
— Кстати, по поводу Бога, находила ваше высказывание: «Это не я, это Бог через меня пишет картины».
— Да. Я так чувствую. Только понятие веры у меня другое. Я уважаю верующих людей, например мою бабушку… Но для меня вера больше связана с космосом. А Бог — внутри каждого человека.
— Когда вы почувствовали, что умираете как личность, как поступили?
— Осознав, что погибаю как творческий человек, я уехал в деревню (120 км от Казани). Пришлось бросить семью и отправиться жить там с отцом. Там я находился в своего рода медитации. Учился быть самим собой в тишине, читать себя. Я наблюдал за звездами, порой рыдал. Мне трудно объяснить, что со мной тогда происходило, но я чувствовал, как из меня что-то выходит. Я выворачивался наизнанку. И в конце концов, поговорив с самим собой, я понял, что я хочу писать и как. Так я прожил в одиночестве в деревне три с половиной года.
— После возвращения семья вас простила?
— Простила, конечно. Потому что с творческим человеком бесполезно разговаривать, особенно если он что-то решил сделать.
— Вы боитесь одиночества?
— Нет. Одиночество не самое страшное в жизни. Страшно потерять «неразменный рубль». Своим детям, а их у меня четверо, я хочу дать эту монету. Найти подходящую каждому.
— Где вы черпаете вдохновение? Каков главный источник?
— Природа. Она включает в себя и людей, общение с ними.
— На выставке представлено много пейзажей. Вы пишете увиденное тут же или по фотографии?
— По-разному. Нужно писать не на потребу зрителю, а как ты ощущаешь. Я не ищу красивых картинок, я чувствую свой пейзаж. Имею с ним внутреннюю связь. Чтобы нарисовать, мне нужно пройтись там, вдохнуть воздух, потрогать веточку. Если копировать пейзаж, то он получится скучным. Я добавляю те цвета, которых, возможно, и нет ни в тени, ни в свету. Но мне важно передать то состояние, которое было у меня на тот момент.
— Какие эмоции вы испытываете, когда пишете работы?
— А что несут мои работы? Я как художник встал перед казнью — казните!
— Когда я смотрю на ваши работы, мне хочется задаваться вопросами…
— Знаешь, мне зрители часто задают вопрос о том, что я хотел сказать картиной. Обычно отвечаю, что моя задача — задавать вопросы зрителю, а не отвечать на них.
— А для себя находите ответы?
— Нет, и до сих пор не найду. Думаю, что и на смертном одре не смогу. В этом и прелесть жития человека — в вечном поиске ответов.
— Среди представленных работ есть ли любимая?
— Нет, для меня все любимы. Я их не обожаю, а отношусь как к своим детям.
— Много времени уходит на картину?
— Рисую быстро, на одном дыхании. А вынашиваю идею долго. Порой годами. Если говорить о «Северном лете», например. Мы отправились в Киров, там у нас живет товарищ. Он егерь. Мы разговаривали с ним, и тут он резко как взорвется. И я тут же смекнул: вот, это тот человек, который сможет стать босыми ногами в грязь и раздвинуть гармошку.
— А что за идея-то была?
— Не знаю. Я чувствовал, как что-то гнездится внутри меня. И мой товарищ помог мне воплотить это.
— Как вы считаете, насколько поддерживается государством искусство?
— Поддержки нет вовсе, хотя бы материальной. Насколько я знаю своих коллег, да и я сам — мы тратим собственные деньги на различные поездки, где выставляем работы. Пусть уж если не помогают, то хотя бы не мешают. Ведь сколько отбирают мастерских у художников по России… Может, обществу и не нужны писатели, поэты, художники…
— Вам нравится донская публика?
— Да! Ростовская публика прекрасна, как и по всей России. Жаль только, посетителей мало, а ведь хочется делиться своим творчеством со зрителем. В следующем году все равно приеду, даже если никого не будет. Кто-то же, но придет.
Источник: МК на Дону

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ