Ростовские чернобыльцы желают увековечить память о товарищах

30/04/2015 - 14:11
Читать u-f.ru на

Но в возведении мемориального комплекса снова возникла заминка

В Ростове в конце минувшей недели прошли мероприятия, посвященные годовщине со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. В Законодательном Собрании Ростовской области замгубернатора Сергей Бондарев провел встречу с чернобыльцами, вручил им благодарственные грамоты. В воскресенье в церкви Св. Пантелеимона прошла панихида по жертвам Чернобыльской катастрофы, а через час у стадиона «Олимп» начался митинг. Именно на этом месте меньше чем через год должен появиться мемориальный комплекс, посвященный чернобыльцам и другим жертвам техногенных катастроф. Правда, пока с возведением этого памятника возникают проблемы.
В день годовщины аварии на ЧАЭС корреспондент «МК на Дону» встретился с руководителем общественной организации «Союз Чернобыль» Александром Филипенко.

— Когда появилась идея создания мемориала? И на каком этапе сейчас находится его строительство?
— Идея создания мемориального комплекса чернобыльской славы Ростовской области возникла лет десять тому назад. С чем это связано? Дело в том, что у нас есть один-единственный в России чернобыльский храм, где даже служитель, отец Анатолий, — инвалид второй группы, он принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это раз. Второе: у места, где стоит это храм, есть участок земли, где мы планировали поставить памятник чернобыльцам. Это ныне безымянная площадь между «Эльдорадо» и стадионом «Олимп-2».
На одном из заседаний комиссии, связанной с памятными местами, когда, например, афганцы просили то улицу, то школу назвать именем одного из героев, мы выступили от общественной организации «Союз Чернобыль» с предложением. Представьте, 24 тысячи человек прошло через горнило чернобыльской станции. Если мы будем обращаться, чтобы именем каждого назвали улицу или еще что-то в этом роде, не хватит и улиц. И я предложил сделать так: церковь, площадь чернобыльцев и мемориальный комплекс чернобыльской славы.

Когда мы были помоложе и вернулись из Чернобыля, у нас на Комарова был памятник. Когда мы ставили его, у нас была мысль сделать там парк. Мы посадили 1000 деревьев. Но потом какой-то неведомой силой воли людей эти деревья вырубили и стали устанавливать на их месте торговые комплексы и тому подобное. И у нас получился памятник на небольшом месте, сжатом до безумия.
Кроме того, получается так, что мы проводим панихиду в церкви, потом едем на митинг к памятнику через весь город. У нас уже взрослые люди, пожилые. Нужно, чтобы все было в одном месте: панихида, здесь же — памятник. Если кто хочет — сразу через дорогу кафе. Идея нашла одобрение и поддержку у тогдашнего вице-губернатора Сергея Ивановича Горбаня. Он дал нам добро на это дело. Наш митрополит Меркурий освятил место под памятник, и мы начали потихонечку строить.
— Почему для возведения такого комплекса был выбран именно Ростов?
— Его никто не выбирал, это дело самих чернобыльцев. Ростовская область по численности чернобыльцев самая большая — 24 тысячи человек. Москва и Московская область — 16 200, притом что там живет 18 миллионов. На третьем месте Краснодарский край — 12 тысяч человек. Поэтому по всем обстоятельствам именно у нас нужно обязательно сделать такой комплекс.
Мы сами, чернобыльцы, как там пилотками носили чернобыльскую пыль и грязь, так и здесь — сняли шапку и по кругу носили. По своим организациям собрали около 4 млн рублей. Область выделила всего 1 млн 200 тысяч.

— Что сделано к данному моменту?
— Пять лет нам выделяли землю, участок 20 на 20 метров. За один год мы построили только сам постамент от памятника и сделали одну фигуру. А памятник состоит из колокола, трех пересекающихся колец (альфа, гамма, бета), а основу композиции составляет человек, который стоит на полушаре Земли в пламени огня. Это символизирует то, что мы спасли земной шар от распространения радиоактивной опасности.
Мы сделали памятник практически в долг. Денег сейчас никаких нет, памятник наш — как солдат, без рук и без ног. Все, что могли, сделали. Льют фигуру в мастерской афганцы. Главное, что мы хотим донести до людей, — это то, что мы ставим мемориал не только для чернобыльцев. Мы делаем это для всех жертв техногенных катастроф. Это будет красивейший памятник, мы его обязательно сделаем.

В наших планах — завершить его к 30-й годовщине, то есть, остался ровно год. Поэтому если администрация будет заинтересована помочь нам в этом вопросе, то нам это будет по силам. Я говорю не только об администрации области. Сергей Иванович уже перешел в администрацию города Ростова-на-Дону. Сейчас, после 9 Мая, они немного освободятся, я думаю, тогда мы встретимся и решим все вопросы. Я с Сергеем Ивановичем уже общался, он говорил, что будет встреча. Думаю, он заинтересован, чтобы у нас такой памятник стоял. Ему не будет аналогов на территории всего бывшего Советского Союза, не то что России. Что-то собираются делать в Москве на Поклонной горе. Но мы видели эскиз их памятника — по сравнению с нашим это небо и земля. Мы, как и тогда, были впереди, потому что нас больше всех, у нас самая многочисленная организация, и будет самый лучший памятник, в чем мы абсолютно уверены.
— Ранее говорилось, что вы хотите успеть поставить памятник к сентябрю, к Дню города Ростова. Технически еще возможно успеть?

— Технически да, если начать как можно скорее. Конечно, нужно, чтобы к 30-й годовщине он уже стоял. Потом будет поздно.
— Как вам до сих пор объясняли, почему такая заминка произошла?
— Видимо, тут много чего повлияло на отношение к ситуации. Видите, что произошло в Украине, сколько беженцев, и так далее. Ростовскую область и так во всех отношениях, можно сказать, выдоили. Конечно, в первую очередь нужно спасать людей, нужно накормить. Думаю, сильно сказалось это. Но лучше пусть живут люди, которым все это нужно, мы уж строительство своего памятника будем потихонечку продвигать. Ну, и большое внимание, конечно, уделяется нашим ветеранам. На фоне этого, конечно, спасибо, что еще и о нас не забывают. Но я думаю, если сейчас все уляжется, если руководство Ростова и Ростовской области поможет, то мы выкрутимся, сделаем этот мемориал. Я надеюсь на это.

— Кого вы собираете на митинг 26 апреля?
— 26-го на митинг съедутся все районы Ростовской области, все города, которые есть у нас. У нас 74 председателя первичных организаций. Мы намерены в этом году собрать на митинг и на панихиду в церкви не менее 500 тысяч человек. Это будет вроде тренировки к открытию памятника, к 30-й годовщине. Но тут надо понимать один момент. Проводя отчетно-выборное мероприятие, сталкиваешься с тем, что в организации, где было, условно говоря, 300 человек, половина умерла, их представляют вдовы. Из 150 человек 50 приходят на собрания, остальные по различным причинам не могут: кто лежит, не поднимается, кто просто заболел — ведь у нас категория специфическая. Мы можем собрать и 3000, и 5000 тысяч человек, но мы делаем квоту на представительство. Можем и 15 000 привести, но дело же не в этом. Самое главное — что есть представительство каждого района, эти люди потом приезжают на места, рассказывают, продолжают работу.
Источник: МК на Дону

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ