Трамвай желаний

02/24/2015 - 11:53

Участники общественного обсуждения пришли к выводу, что транспортную проблему необходимо решать комплексно

19 февраля в администрации города состоялось совещание, посвященное судьбе трамвая на улице Станиславского. Встреча прошла в формате общественного обсуждения, участие в котором смогли принять жители улицы Станиславского, общественные советники, гражданские активисты и представители СМИ.

Открывая встречу, заместитель главы администрации Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Евгений Лебедев напомнил, что разработка проектно-сметной документации по реконструкции улицы Станиславского началась в 2014 году. Ремонт трамвайных путей возможен при соблюдении ряда технических условий. В частности, потребуются перенос инженерных коммуникаций и сооружение коллектора. По подсчетам экспертов, срок реализации работ составит примерно 1500 суток, то есть четыре с лишним года.

Для строительства коллектора придется устанавливать бетонно-литые сваи на большой глубине. Встает вопрос и о том, как обеспечить подъезд спецтехники к месту проведения работ. Проблемой является возраст и состояние домов на улице Станиславского.
— Большинство были построены еще в дореволюционные времена, часть располагается на склонах, многие не имеют фундамента. Работы приведут к их полному и частичному разрушению. Кроме того, 15-метровые сваи могут затронуть грунтовые воды, что также приведет к необратимым последствиям. Еще один очевидный минус — стоимость реконструкции. По примерным подсчетам, она будет равняться 3 млрд рублей, — пояснил Евгений Лебедев.

Таким образом, получается, что целесообразно было бы убрать трамвайные линии с улицы Станиславского. Однако такое решение администрации вызывает протест многих жителей города. Накануне представители объединения «Фабрика городской среды» организовали флешмоб в районе Центрального рынка. Активисты провели символические похороны трамвая и зачитали некролог. Траурная речь заканчивалась такими словами: «К сожалению, с гибелью трамвая уходит и огромный пласт истории города, надежда на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и самого города. Трамвай очень долго был источником вдохновения, изменил судьбу многих людей и сплачивал вокруг себя население. Служба ростовского трамвая народу войдет в историю города, запомнится ростовчанам навсегда».
Впрочем, с таким заявлением общественников в администрации не согласны.
— Речь не идет о ликвидации трамвая в Ростове как вида общественного транспорта, — утверждает Евгений Лебедев. — В ближайшее время будет рассматриваться возможность продления трамвайных путей от улицы Ченцова до 26-й Линии, от улицы Чукотской до микрорайона Левенцовского.

По словам замглавы, не стоит забывать о том, что недавно после реконструкции открыто движение трамваев по улице Горького. Рассматривается инвестиционный проект так называемого легкого метро (предполагается, что оно свяжет центр города с Северным жилым массивом). Так что нет поводов говорить о полной ликвидации этого вида транспорта.
Общественный советник главы администрации Владимир Колесников (бывший ректор РГУПСа) предложил высказаться о судьбе трамвая самих жителей улицы Станиславского:
— На общественном совете Сергей Иванович Горбань сказал: «Я буду делать так, как будет желать большинство горожан». Однако он также отметил, что здесь встает вопрос экономики. Реконструкция улицы, даже без покупки подвижного состава (а каждый трамвай стоит больше сотни миллионов рублей), обойдется более чем в два миллиарда рублей. Откуда взять эти деньги? Из средств, которые были заложены на социальные нужды? Наша задача сегодня — не побороть тех, кто за то, чтобы оставить трамвай, и поддержать тех, кто против, а все взвесить. Надо подумать не только о сегодняшнем дне, а на перспективу.

Мнения жителей домов по улице Станиславского разделились. Так, одна из них утверждала, что жильцы крайне недовольны тем, что своим грохотом трамвай нарушает их покой, вибрация зданий вызывает появление трещин в стенах. Кроме того, люди всерьез опасаются за сохранность своих домов в случае, если начнутся заявленные работы по замене подземных коммуникаций. В связи с этим мнение было категорично — трамвай надо убрать. Другая ростовчанка, проживающая на улице 7 Февраля, отметила, что при всех имеющихся недостатках жителям низовья, большинство из которых пожилые люди, будет тяжело подняться до Большой Садовой, чтобы сесть там на автобус. По ее мнению, непременно нужна альтернатива трамваю.
Владимир Колесников сказал, что обсуждал с коллегой вопрос о том, можно ли пустить троллейбус по маршруту трамвая, но оказалось, что ширина улицы не позволяет этого сделать, движение возможно только в одном направлении. В поддержку существующего транспортного сообщения высказался руководитель объединения «Фабрика городской среды» Михаил Векленко:

— Трамвай — наиболее эффективный вид транспорта для таких компактных городов, как наш, так как может перевозить пассажиропотоки, сравнимые с метро. Мы в данном случае должны говорить о сохранении и развитии Ростова, в том числе в социальном и экономическом плане.
Ему возразил заместитель главы администрации Кировского района по вопросам ЖКХ и строительства Владимир Панов. По его словам, в случае реконструкции трамвайных путей 80% домов придется расселить. На сегодняшний день 17 многоквартирных домов по улице Станиславского уже признаны аварийными, а остальные лишь немного не дотягивают до этого состояния.

— Мы можем причинить собственникам колоссальный имущественный вред, так как старинные здания попросту не выдержат такой нагрузки, — подчеркнул Владимир Панов.
Однако Михаил Векленко был непреклонен и ответил, что так можно рассуждать об очень многих домах в центре города. Здесь в дискуссию вступил Александр Водяник, руководитель дирекции развития Ботанического сада ЮФУ. Он напомнил, что на днях было подписано постановление главы администрации о глубокой реконструкции, то есть о сносе и застройке трех кварталов, прилегающих к ул. Станиславского. По его оценке, было бы абсурдным сейчас вкладывать вообще какие бы то ни было деньги в реконструкцию этой улицы.
— Как глава района собирается возить новоселов в отсутствие транспорта? А во время сноса кварталов только что отремонтированная (как предлагается) дорога во что превратится? — спросил он.

Он также подчеркнул, что коммуникации придется менять вне зависимости от характера и качества наземного транспорта. По его словам, вопрос нужно ставить о реконструкции центра города комплексно, с учетом существующей трамвайной линии.
— Мое предложение было и остается следующее: решение о виде транспорта на Станиславского можно принимать (и вообще рассматривать) только в случае комплексного решения относительно старого центра Ростова. И когда будет произведено проектирование новых строек, когда будут получены новые технические условия на коммуникации, что, естественно, приведет к их перекладке по нормам и правилам, когда будет известна плотность населения в новых расширенных кварталах — тогда и решать вопрос с трамваем, потому как иной вид транспорта там не проедет. Снимать трамвай сейчас, до сноса, до решения всего вышеперечисленного является неверным, — подчеркнул он.
Общественный советник главы администрации Максим Федоренко также отметил, что невозможно решить частные вопросы, не решив общие.

— Общий вопрос заключается в том, что сегодня необходимо усовершенствовать концепцию транспортного развития Ростова-на-Дону. Согласно ряду исследований, после Москвы наш город занимает второе место в России по наличию пробок. Мы находимся на грани транспортного коллапса. Проблема заключается в этом. Некорректно обсуждать отдельно улицу Станиславского, у нас такие же вопросы и на Нагибина, и на Стачки — во всех районах. При запуске Левобережной зоны транспортные потоки возрастут в два-три раза. Таким образом, хотелось бы задать вопрос: почему мы не обсуждаем стратегию транспортного развития города? Это и ремонт дорог, и пропускная способность улиц, и эффективность использования пространства, и многое другое, — считает он.

Максим Федоренко также отметил, что сегодня отсутствует коммуникация между руководством города и населением. «Насколько мне известно, Сергей Иванович Горбань внимательно отнесся к обсуждению, которое проходило в прессе, и дал команду приостановить все решения до завершения консультаций с населением», — добавил он. По мнению эксперта, функции по изучению общественного мнения могла бы взять на себя Общественная палата Ростова.
В завершение встречи было принято решение организовать поездку руководителей городской администрации на трамвае по улице Станиславского и заняться усовершенствованием транспортной концепции донской столицы с учетом мнения жителей и представителей общественности.
Источник: МК на Дону

Источник: 
автор: 
Юлия Вершинина
Раздел: 
Общество
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: